+7 495 234-57-99

ПОД/ФТ в кредитных организациях: изменения, рекомендации, практические аспекты

22—23 Сентября

Очный семинар

Описание

АНОНС:

Курс объединяет все аспекты работы в области по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе курса специалистами-практиками Банка России, Службы Банка России по финансовым рынкам, ФСФМ, а также крупных коммерческих банков комментируются основные нормативные документы, регламентирующие работу ответственных сотрудников, а также даются рекомендации, необходимые коммерческим банкам в их повседневной работе по ПОД/ФТ.

ПРОГРАММА КУРСА:

1 МОДУЛЬ: Актуальные вопросы деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для кредитных организаций

Продолжительность 9 академических часов.

1. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ).

1.1. Создание системы внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

1.2. Идентификация клиентов.

1.3. Сообщение о подозрительных операциях. Предоставление дополнительной информации по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу России.

1.4. Хранение документов.

1.5. Подготовка персонала.

1.6. Распространенные заблуждения и характерные ошибки.

2. Выявление кредитными организациями операций, имеющих признаки связи с отмыванием денег.

2.1. Операции, подлежащие обязательному контролю.

2.2. Подозрительные операции:

– отличительные особенности участников операций, выявление подставных лиц и организаций;

– проблемные страны и регионы (оффшоры);

– кредитные операции, лизинговые договоры;

– особенности вексельных операций;

– расчеты в сфере внешнеэкономической деятельности.

2.3. Собственные операции кредитных организаций.

2.4. Схемы отмывания денег, используемые в России.

3. Практика создания и функционирования системы внутреннего контроля кредитных организаций в целях ПОД/ФТ.

3.1. Правила и программы внутреннего контроля.

3.2. Взаимодействие ответственного сотрудника со структурными  подразделениями кредитной организации.

3.3. Взаимодействие с обособленными структурными подразделениями кредитной организации.

3.4. Разделение клиентов на различные группы с точки зрения риска осуществления операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

4. НОВАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:

1.                  Изменения административной ответственности (новый КОАП - Законопроект № 703192-6) – вступление в силу 1.01.2017. Позиция ЦБР по применению 15.27 КОАП (Методические рекомендации от 20.03.2015 5-МР)

2.                  Изменения законодательства о ПОД/ФТ:

a.                  Закон от 21 июля 2014 года №213-ФЗ и подзаконные акты Банка России (операции и перечень стратегических обществ) в свете Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ об изменении контроля стратегических предприятий: хоз. обществ, УНИТАРНЫХ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ корпораций и компаний и изменение требований законов 115-ФЗ и 213-ФЗ, в части обязательного контроля. NEW

b.                  Федеральный закон от 23.06.2016 № 191-ФЗ (дистанционное открытие счетов юр. лиц, упрощение открытие счета без личного присутствия - проект закона был подготовлен Экспертной группой при Комитете Гос. Думы по финансовому рынку). Проект изменения Инструкции ЦБР № 153-И (открытие счетов юр. лиц и корреспондентcких счетов).NEW;

c.                  Федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ (Бенефициарные владельцы), Изменения, сделанные в декабре 2016 Постановление Правительства РФ от 31.07.2017 № 913-ФЗ о порядке представления информации о БВ в ФНС и Росфинмониторинг.NEW;

d.                  Законопроект № 888029-6 (Обязательный контроль по займам);

e.                  Законопроект № 1003299-6 (Исправление недочетов в процедурах идентификации, дальнейшее расширение УПРИД, применение механизмов полагания на идентификацию, изменение порога операций без идентификации - проект подготовлен Экспертной группой при Комитете Гос. Думы по финансовому рынку);

f.                   Законопроект № 1003299-6 (Исправление недочетов в процедурах идентификации, дальнейшее расширение УПРИД, применение механизмов полагания на идентификацию, изменение порога операций без идентификации - проект подготовлен Экспертной группой при Комитете Гос. Думы по финансовому рынку).

g.                  Федеральный закон от 26.07.2017 № 183-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма».NEW

h.                  !!!Требования к Деловой репутации ОСа ПОД/ФТ. NEW

3.                  Проекты изменения законодательства, которые находятся на рассмотрении Правительства РФ (не внесены в Гос. Думу):

a.                  Законопроект по модернизации процедур обязательного контроля - проект подготовлен Экспертной группой при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;

b.                  Законопроект по операционному разделению обязательного контроля – проект подготовлен Банком России на основе предложений банковского сообщества;

4.                  Проекты и новые подзаконные актов Банка России, Росфинмониторинга и Правительства Р.Ф.:

a.                  Приказ Росфинмонторинга от 25.07.2016 № 232 О размещении решений МВК по замораживанию средств.

b.                  Положение Банка России от 20.07.2016 № 550-П «О порядке информирования кредитных организаций и некредитных финансовых организаций о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, о случаях расторжения договоров банковского счета (вклада) с клиентом в развитие Закона от 30 декабря 2015 года №424-ФЗ.;

c.                  Указание Банка России от 20.07.2016 № 4077-У О порядке информирования (вместо Указания № 3041-У) о случаях отказа в заключении договора или проведения операции или расторжения счета.

d.                  Указание Банка России от 28.07.2016 № 4087-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Проект изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П. NEW 

e.                  Информационное письмо Банка России от 07.09.2016 № ИН-014-12/63 «О факторах, влияющих на оценку степени (уровня) риска клиента» NEW

f.                   Проект указания Банка России «О внесении изменений в Указание Банка России от 14 сентября 2011 года № 2693-У «О порядке осуществления контроля ОПДС за БПА»;

g.                  Постановление Правительства РФ от 25.05.2016 № 461 «О порядке информирования Росфинмониторинга о случаях отказа в проведении операций с нежелательными иностранными неправительственными организациями (НИНпО)».

h.                  Указание Банка России от 16.11.2017 № 4189-У О внесении изменения в Инструкцию 153-И О порядке открытия счетов.

5.                  Проект Указа Президента РФ О создании и функционировании специального сегмента системы межведомственного электронного взаимодействия в целях обеспечения обмена между органами власти, государственными внебюджетными фондами и организациями информацией, доступ к которой ограничен.

6.                  Законопроект № 240027-7 по упрощению идентификации в банковских группах и холдингах.

7.                  Проект Федерального закона по усилению контроля за ПОД/ФТ в аудиторских организациях. На кого «стучит» аудитор в Росфиниониторинг?

8.                  Законопроект № 1166026-6 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

9.                  Законопроект № 108659-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О лотереях” и Федеральный закон “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”» ( об ограничении операций лиц, связанных с незаконной игорной деятельностью.

10.              Проект закона об ограничении и контроля противодействия распространению оружия массового поражения (ФРОМУ) – внесение изменений в Закон № 115-ФЗ.

11.              Законопроект №157752-7 о Дистационной и биометрической идентификации.NEW

12.              Проект нового порядка по представлению информации в Росфинмоинторинг по его запросу (вместо положения № 407-П).

13.              Проект Указания ЦБР о внесении изменений в Положение ЦБР № 321-П.

5. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ:

1.                  Разъяснение по порядку применения требований законодательства:

·                    Закон от 29 декабря 2015 года №407-ФЗ (УПРИД по потребительским кредитам (займам).

·                    Закон от 30 декабря 2015 года №423-ФЗ (операции без идентификации физ. лиц при продаже драг. металлов, ювелирных изделий в розницу)

·                    Закон от 26 июня 2015 года № 154-ФЗ (о ПРАВЕ требования СНИЛС);

·                    Закон от 13 июля 2015 года №259-ФЗ (о запрете требования сделок с недвижимостью, подлежащих Гос. регистрации с клиентов);

·                    Закон от 29 июня 2015 года №210-ФЗ (упрощение открытия счетов, идентификации бенефициарных владельцев клиентов-физ. лиц, идентификации выгодоприобретателей);

·                    Обязательный контроль НКО (коды ОПОК 9001 и 9002);

·                    Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П (позиции регуляторов по вопросам: кого и как идентифицировать?, как проверять подлинность документов? какие анкеты и на кого нужно заполнять? как оформлять проверку по террористам? как выяснить цели открытия счета, деловую репутацию, финансовое положение физ и юр. лиц?, идентификация операций по банковским картам, обновление сведений и источники идентификации, порядок обновления сведений и др.) – Разъяснения Банка России от 31.05.2016, 22.06.2016 и 15.07.2016 и , позиции Росфинмониторинга и ФМС по отдельным вопросам, отказ в проведении операций по банковской комиссии в отношении клиента). Изменения в Положение № 499-П, в соответствии с Указанием Банка России от 20.07.2016 № 4079-У.

·                    Страны повышенного риска (Разъяснения Росфинмониторинга в отношении применения страновых рисков, связанных с финансированием терроризма и Федеральным законом № 281-ФЗ.);

·                    Местонахождение органа управления юридического лица;

·                    Местожительства и местопребывания физического лица;

·                    Проблемы с идентификацией иностранных граждан и лиц без гражданства (Недействительная миграционная карта, нужен ли патент? Удостоверение о рассмотрении ходатайства о признании беженцем, предоставление временного убежища, когда нужна виза? По каким паспортам можно въезжать в РФ и когда не нужна виза?);

·                    Можно ли использовать заграничные паспорта при идентификации граждан РФ?;

·                    Идентификация при выдаче банковской гарантии;

·                    ОПОК 5004 Подлежит ли обязательному контролю в кредитной организации операция по переводу денежных средств из Внешэкономбанка или Почты России на счет клиента в кредитной организации? NEW

·                    ОПОК 5003 Передача по нескольким актам лизингового имущества по одному соглашению. NEW

·                    Упрощенная идентификация (УПРИД) и проверка паспортов в ФМС (какие операции можно делать с УПРИД?, какие способы УПРИД можно использовать сейчас?, как подключиться к ФМС, ФНС, ПФР, ФОМС через СМЭВ? что делать, если паспорт оказался недействительным или не значится в при проверке в ФМС?)

2.                  Сомнительные операции:

·                    Изменение общих критериев контроля объема сомнительных операций (от Письма ЦБР 172-Т к Письму ЦБР № ИН-01-12/40.NEW);

·                    Понятие «сомнительные финансовые операции» в законодательстве РФ – Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 № 870-Р о типовом соглашении ФТС с иностранной таможенной службой.

3.                  Методические рекомендации Банка России, Росфинмониторинга, ФНС по сомнительным операциям:

·                    Контролируемый транзит (коды вида признака 1414 и 1813) в свете Письма Банка России от 31.12.2014 № 236-Т;

·                    операции по спец. счетам платежных агентов - Методические рекомендации от 02.04.2015 9-МР;

·                    использование почтовых переводов для целей обналичивания средств - Методические рекомендации ЦБР от 02.04.2015 10-МР;

·                    приобретение резидентами-импортерами товаров по цене, существенно превышающей рыночную - Методические рекомендации ЦБР от 05.05.2015 12-МР (Комментарии ЦБР по порядку применения);

·                    ГИБРИД вывод средств через ценные бумаги - Методические рекомендации ЦБР от 15.07.2015 17-МР и 18-МР;

·                    обналичивание средств через розничную торговлю - Методические рекомендации ЦБР от 04.12.2015  35-МР

·                    Письмо ФНС от 24 декабря 2015 г. N ЕД-4-222729 рекомендации по сомнительным операциям;

·                    о контроле за транзитными "спящими" счетами - Методические рекомендации ЦБР от 13.04.2016 10–МР;

·                    об усилении контроля за БПА - Методические рекомендации ЦБР от 14.04.2016 11-МР.

·                    О порядке выявления и идентификации бенефициарных владельцев - Методические рекомендации ЦБР от 27.06.2017 12-МР. NEW

4.                  Особые случаи сомнительных операций:

·                    «веерная» обналичка;

·                    обналичивание через «поддельные решения арбитражных судов» Методические рекомендации ЦБ № 4-МР от 02.02.2017

·                    Методические рекомендации ЦБ о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов от 09.02.2017 № 5-МР;

·                    обналичивание через «поддельные решения комиссий по трудовым спорам»;

·                    «карусельная схема»;

·                    схемы, связаные с незаконным экспортом леса.

·                    Об усилении эффективности процедур реализации требований статьи 7.3 Федерального закона 115-ФЗ (ИПДЛ, ДЛМПО, РПДЛ). - Методические рекомендации ЦБР от 27.06.2017 №13-МР.  NEW

·                    Уплата налогов в незначительном объеме и дополнительных критериях клиентов, совершающих сомнительные транзитные операции о контроле с помощью IP, MAC,адресов и номера SIM карты  - Методические рекомендации ЦБР от 21.07.2017 №18-МР.  NEW

·                    Об особенностях выявления сомнительных операций по обналичиванию с корпоративных карт. - Методические рекомендации ЦБР от 21.07.2017 №19-МР.  NEW

6. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ СЕМИНАРА.

2 МОДУЛЬ: Актуальные вопросы деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для кредитных организаций

Продолжительность 7 академических часов.

1.                  Актуальные вопросы, связанные с порядком представления кредитными организациями сведений в уполномоченный орган в рамках исполнения требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», нормативных актов Банка России, методических рекомендаций.

1.1.            Положение Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» как основополагающий документ в деятельности КО по представлению сведений в УО: информационная безопасность, правильное заполнение отдельных полей ОЭС по ОПОК и ПО, ошибки, статистика, спорные вопросы и пути их решения.

1.2.            Комментарии по применению: 

Указания Банка России от 23.08.2013 № 3041-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции  и о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации»;

 Указания Банка России от 23.08.2013 № 3063-У «О порядке информирования кредитными организациями уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц и о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества»;

1.3.            Положению Банка России  от 04.12.2014 № 443-П «О порядке уведомления организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, уполномоченного органа об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита), приобретении ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем».

1.4.            Положение Банка России от 02.09.2013 № 407-П «О представлении кредитными организациями по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу информации об операциях клиентов, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов в электронном виде».

1.5.            Писем БР от 31.12.2014 № 236-Т, 238-Т. 

2.                  А также комментарии к:

- Указу Президента РФ от 18.11.2015 № 562 «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма»;

- Постановлению Правительства РФ от 06.08.2015 № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей».

2.1.            Федеральному закону от 29.12.2014 № 484-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 

2.2.            Статье 1 Федерального закона от 05.05.2014 № 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 

2.3.            Федеральному закону от 21.07.2014 № 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

3.                  Иные вопросы применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 

4. Ответы на вопросы.

5.  Идентификация клиентов - физических лиц

- Случаи, в которых идентификация клиентов - физических лиц не проводится

-  Упрощенная идентификация клиентов - физических лиц

- Полная идентификация клиентов – физических лиц. Особенности проведения полной идентификации клиентов – физических лиц, являющихся гражданами РФ и иностранными гражданами

- Выявление иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ), российских публичных должностных лиц (РПДЛ)  и публичных лиц международных организаций (ПЛМО) , а также родственников лиц из указанных категорий  среди клиентов - физических лиц.

 - Выявление ИПДЛ, РПДЛ, ПЛМО и их родственников  как часть процедуры идентификации;

- Порядок выявления ИПДЛ, РПДЛ, ПЛМО и их родственников

-  Фиксирование сведений о принадлежности к ИПДЛ, РПДЛ, ПЛМО и их родственникам

- Установление и идентификация бенефициарных владельцев клиентов – физических лиц

- Установление сведений о целях установления и предполагаемом характере экономических отношений с кредитной организацией, целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении, деловой репутации и источниках происхождения денежных средств или иного имущества клиента – физического лица. Проверка действительности паспорта клиента – физического лица (гражданина РФ) 

6.  Идентификация представителей, лиц, обладающих правом первой и второй подписи, лиц, уполномоченных распоряжаться счетом. 

7. Идентификация клиентов - индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой

-  Сведения, которые необходимо получать для проведения идентификации клиентов - индивидуальных предпринимателей;

-   Сведения, которые необходимо получать для проведения идентификации клиентов - физических лиц, занимающихся частной практикой;

-  Выявление ИПДЛ, РПДЛ, ПЛМО и их родственников среди индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой

- Фиксирование сведений, полученных при проведении идентификации индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой

- Установление сведений о целях установления и предполагаемом характере экономических отношений с кредитной организацией, целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении, деловой репутации и источниках происхождения денежных средств или иного имущества клиента – индивидуального предпринимателя/ физического лица, занимающегося частной практикой. 

8. Идентификация клиентов - юридических лиц

-  Сведения, которые необходимо получать для проведения идентификации клиентов – юридических лиц;

- Идентификация представителей клиентов – юридических лиц. Случаи, когда единоличный исполнительный орган является представителем юридического лица;

- Установление и идентификация бенефициарных владельцев клиентов – юридических лиц. Признание единоличного исполнительного органа бенефициарным владельцем юридического лица;

- Установление сведений о целях установления и предполагаемом характере экономических отношений с кредитной организацией, целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении, деловой репутации и источниках происхождения денежных средств или иного имущества клиента – юридического лица.

9. Порядок обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов. Особенности выполнения требований п. 1.6 Положения Банка России от 15.10.2015 № 499-П.

Очный семинар

19990 руб.
 
Отзывы о семинаре
Очень интересный и полезный семинар, очень хорошо, что можно получить мнение по ПОД/ФТ от всех сторон - ЦБ РФ, ФСФМ и  представителей кредитных организаций.

Главный специалист

ПАО "Банк СГБ"
Хорошо организованный и полезный семинар.

Жигульская Е.В.

АКБ "Ресурс-траст" (АО)
Замечательная организация, познавательные лекции.

Главный специалист

Российский национальный коммерческий банк
Впечатление хорошее, информация представлена полностью.

Главный специалист

АО Банк СНГБ
Хорошая организация, доступность в освоении материала, практическое использование в дальнейшей работе.

Эксперт

РНКБ Банк (ПАО)
Не нашли интересующую тему семинара? Предложите свою!