+7 495 234-57-99

ПОД/ФТ в кредитных организациях: изменения, рекомендации, практические аспекты

13—14 Октября

Очный семинар

Описание

АНОНС:

Курс объединяет все аспекты работы в области по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе курса специалистами-практиками Банка России, Службы Банка России по финансовым рынкам, ФСФМ, а также крупных коммерческих банков комментируются основные нормативные документы, регламентирующие работу ответственных сотрудников, а также даются рекомендации, необходимые коммерческим банкам в их повседневной работе по ПОД/ФТ.

1 МОДУЛЬ: Актуальные вопросы деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для кредитных организаций

Продолжительность 7 академических часов.

1. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ).

1.1. Создание системы внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

1.2. Идентификация клиентов.

1.3. Сообщение о подозрительных операциях. Предоставление дополнительной информации по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу России.

1.4. Хранение документов.

1.5. Подготовка персонала.

1.6. Распространенные заблуждения и характерные ошибки.

2. Выявление кредитными организациями операций, имеющих признаки связи с отмыванием денег.

2.1. Операции, подлежащие обязательному контролю.

2.2. Подозрительные операции:

– отличительные особенности участников операций, выявление подставных лиц и организаций;

– проблемные страны и регионы (оффшоры);

– кредитные операции, лизинговые договоры;

– особенности вексельных операций;

– расчеты в сфере внешнеэкономической деятельности.

2.3. Собственные операции кредитных организаций.

2.4. Схемы отмывания денег, используемые в России.

3. Практика создания и функционирования системы внутреннего контроля кредитных организаций в целях ПОД/ФТ.

3.1. Правила и программы внутреннего контроля.

3.2. Взаимодействие ответственного сотрудника со структурными  подразделениями кредитной организации.

3.3. Взаимодействие с обособленными структурными подразделениями кредитной организации.

3.4. Разделение клиентов на различные группы с точки зрения риска осуществления операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

4. Выявление кредитными организациями операций, имеющих признаки связи с отмыванием денег.

4.1. Операции, подлежащие обязательному контролю.

4.2. Подозрительные операции:

– отличительные особенности участников операций, выявление подставных лиц и организаций;

– проблемные страны и регионы (оффшоры);

– кредитные операции, лизинговые договоры;

– особенности вексельных операций;

– расчеты в сфере внешнеэкономической деятельности.

4.3. Собственные операции кредитных организаций.

4.4. Схемы отмывания денег, используемые в России.

2 МОДУЛЬ: Актуальные вопросы деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для кредитных организаций

Продолжительность 7 академических часов.

1.                  Проблематика использования криптовалют для проведения анонимных операций. Ближнесрочные перспективы регулирования криптовалют на территории Российской Федерации.

b)                 Определение правого статуса. Возможные подходы с точки зрения функционала (расчетная единица, финансовый актив, финансовый инструмент и т.д)

c)                  Использование криптовалют в расчетах

d)                 Покупка/продажа криптовалют как актива

e)                  Майнинг. Возможное регулирование «добычи» криптовалюты. Требования к майнерам, контроль за их деятельностью.

f)                  ICO, возможные подходы к регулированию и контролю.

2. Последние тенденции в выявлении сомнительных операций:

а) построение работы с клиентами, проводящими сомнительные операции с использованием исполнительных документов, выданных на основании судебного акта о взыскании денежных средств в связи с неисполнением гражданско-правовой сделки (общее описание схемы; статистика, характеризующая нарастание проблемы; мероприятия, проводимые Банком России совместно с другими государственными органами, направленные на купирование проблемы; практическая реализация Методических рекомендаций о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов от 02 февраля 2017 года №4-МР; возможные дальнейшие действия по предотвращению использования указанной схемы в целях проведения сомнительных операций). Мероприятия,

б) риск-ориентированный подход к оценке клиентов-резидентов Российской Федерации, осуществляющих переводы денежных средств нерезидентам по заключенным с ними внешнеторговым контрактам, предусматривающим оказание услуг по перевозке (транспортировке) товара (практическая реализация Методических рекомендаций о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов от 09 февраля 2017 года №5-МР, сложность в квалификации указанных операций в качестве подозрительных (сомнительных), мероприятия, рекомендованные в отношении указанных клиентов, отличие подходов в отношении таких клиентов по сравнению с подходами в отношении клиентов, осуществляющих иные виды сомнительных операций);

в)  реализация на территории Российской Федерации резолюций Совета Безопасности ООН в отношении Корейской Народно-Демократической Республики (Информационное письмо Банка России от 23 мая 2017г. № ИН-014-12/23; Информационное письмо Банка России от 25 августа 2017г. № ИН-014-12/45;

г) операции, требующие повышенного внимания со стороны служб внутреннего противолегализационного  контроля на текущем этапе. Комментарий Методических рекомендаций Банка России «О повышении внимания кредитных организаций к операциям клиентов-юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих наличные денежные средства с использованием корпоративных карт» от 21 июля 2017г. №19-МР;

д) уточненные подходы к управлению кредитными организациями риском легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Комментарий по применению Методических рекомендаций Банка России от 21.07.2017г. №18-МР. Перспективы развития подходов к управлению риском проведения клиентами сомнительных операций;

3.  Развитие института идентификации бенефициарного владельца: распространение требований по установлению бенефициарного владельца, обновлению и хранению сведений о нем на юридических лиц, не являющихся субъектами исполнения Федерального закона №115-ФЗ. Влияние указанных новелл на исполнение кредитными организациями требований по идентификации бенефициарных владельцев (комментарий к Федеральному закону от 23 июня 2016г. №215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»). Комментарий Методических рекомендаций по идентификации кредитными организациями и НФО бенефициарных владельцев клиентов-юридических лиц №12-МР от 27 июня 2017г.

4. Развитие института идентификации публичных должностных лиц. Комментарий Методических рекомендаций Банка России «Об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц» от 27 июня 2017г. №13-МР.

5. Принципы использования кредитными организациями информации Росфинмониторинга об «отказах» в отношении клиентов повышенного риска (комментарий к Положению Банка России от 20 июля 2016г. № 550-П «О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом). Оценка информации, влияние информации на степень (уровень) присваемого риска, возможные действия кредитной организации в отношении «оказника». Информационного письмо Банка России от 15 июня 2017г. №ИН-014-12/29.    

6. Трансформация подхода законодателя к вопросу о режиме открытия счетов (вкладов): установление требования об открытии банковского счета (вклада) только при личном присутствии клиента или его представителя, изъятия из общего правила по открытию счета при личном присутствии для определенной категории юридических лиц (комментарий к Федеральному закону от 23 июня 2016г. №191-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»). «Удаленная идентификация» (идентификация без личного присутствия), перспективы внедрения и развития, общие принципы удаленной идентификации, требования к кредитным организациям при реализации удаленной идентификации).

7. Обзор последних изменений в законодательство, затрагивающих проблематику ПОД/ФТ: 471-ФЗ от 28 декабря 2016г., 237-ФЗ от 29 июля 2017г., 267-ФЗ от 29 июля 2017г., 267-ФЗ от 29 июля 2017г 

8. Ответы на вопросы.

9.  Идентификация клиентов - физических лиц

- Случаи, в которых идентификация клиентов - физических лиц не проводится

-  Упрощенная идентификация клиентов - физических лиц

- Полная идентификация клиентов – физических лиц. Особенности проведения полной идентификации клиентов – физических лиц, являющихся гражданами РФ и иностранными гражданами

- Выявление иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ), российских публичных должностных лиц (РПДЛ)  и публичных лиц международных организаций (ПЛМО) , а также родственников лиц из указанных категорий  среди клиентов - физических лиц.

 - Выявление ИПДЛ, РПДЛ, ПЛМО и их родственников  как часть процедуры идентификации;

- Порядок выявления ИПДЛ, РПДЛ, ПЛМО и их родственников

-  Фиксирование сведений о принадлежности к ИПДЛ, РПДЛ, ПЛМО и их родственникам

- Установление и идентификация бенефициарных владельцев клиентов – физических лиц

- Установление сведений о целях установления и предполагаемом характере экономических отношений с кредитной организацией, целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении, деловой репутации и источниках происхождения денежных средств или иного имущества клиента – физического лица. Проверка действительности паспорта клиента – физического лица (гражданина РФ)

10.  Идентификация представителей, лиц, обладающих правом первой и второй подписи, лиц, уполномоченных распоряжаться счетом.

11. Идентификация клиентов - индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой

-  Сведения, которые необходимо получать для проведения идентификации клиентов - индивидуальных предпринимателей;

-   Сведения, которые необходимо получать для проведения идентификации клиентов - физических лиц, занимающихся частной практикой;

-  Выявление ИПДЛ, РПДЛ, ПЛМО и их родственников среди индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой

- Фиксирование сведений, полученных при проведении идентификации индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой

- Установление сведений о целях установления и предполагаемом характере экономических отношений с кредитной организацией, целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении, деловой репутации и источниках происхождения денежных средств или иного имущества клиента – индивидуального предпринимателя/ физического лица, занимающегося частной практикой.

12. Идентификация клиентов - юридических лиц

-  Сведения, которые необходимо получать для проведения идентификации клиентов – юридических лиц;

- Идентификация представителей клиентов – юридических лиц. Случаи, когда единоличный исполнительный орган является представителем юридического лица;

- Установление и идентификация бенефициарных владельцев клиентов – юридических лиц. Признание единоличного исполнительного органа бенефициарным владельцем юридического лица;

- Установление сведений о целях установления и предполагаемом характере экономических отношений с кредитной организацией, целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении, деловой репутации и источниках происхождения денежных средств или иного имущества клиента – юридического лица.

13. Порядок обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов. Особенности выполнения требований п. 1.6 Положения Банка России от 15.10.2015 № 499-П.

Очный семинар

19990 руб.
 
Отзывы о семинаре
Очень интересный и полезный семинар, очень хорошо, что можно получить мнение по ПОД/ФТ от всех сторон - ЦБ РФ, ФСФМ и  представителей кредитных организаций.

Главный специалист

ПАО "Банк СГБ"
Хорошо организованный и полезный семинар.

Жигульская Е.В.

АКБ "Ресурс-траст" (АО)
Замечательная организация, познавательные лекции.

Главный специалист

Российский национальный коммерческий банк
Впечатление хорошее, информация представлена полностью.

Главный специалист

АО Банк СНГБ
Хорошая организация, доступность в освоении материала, практическое использование в дальнейшей работе.

Эксперт

РНКБ Банк (ПАО)
Не нашли интересующую тему семинара? Предложите свою!