+7 495 234-57-99

Системный обзор законодательства по ПОД/ФТ: изменения, рекомендации, практическое применение, надзор

16—17 Ноября

Очный семинар

Описание

АНОНС:

Курс объединяет все аспекты работы в области по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе курса специалистами-практиками комментируются основные нормативные документы, регламентирующие работу ответственных сотрудников, а также даются рекомендации, необходимые коммерческим банкам в их повседневной работе по ПОД/ФТ.

ПРОГРАММА КУРСА:

1 МОДУЛЬ: «Новое в законодательстве по ПОД/ФТ в вопросах и ответах: комментарии Банка России»

1.                 Комментарии к:

                      1.1.Федеральному закону от 29.07.2017 N 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

об операциях, подлежащих обязательному контролю;

о кредитных организациях, имеющих право открывать счета хозяйственным обществам и федеральным унитарным предприятиям, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, государственным корпорациям, государственным компаниям и публично-правовым компаниям,

о применении мер административной ответственности за выявленные нарушения требований, предусмотренных указанным Законом.

                      1.2.Федеральному закону от  23.06.2016 года № 215-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»  и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

и письму Банка России от 27.06.2017 N 12-МР «Методические рекомендации по идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов - юридических лиц».

                      1.3.Федеральном закону от 03.07.2016 N 263-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 7.3 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

                      Федеральному закону от  23.06.2016 года N 191-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона   «О банках и банковской деятельности»  и статью 7 Федерального закона « О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

1.4.                     Федеральному закону от 21.07.2014 № 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

1.5.                     Положению Банка России от 15.10.2015  № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. Указания Банка России от 20.07.2016 N 4079-У):

об установлении и пересмотре уровня риска,

об использовании при идентификации и обновлении информации информационных баз данных органов государственной власти,

об особенностях упрощенной идентификации физических лиц,

об установлении и фиксировании ИНН клиента-физического лица, представителя клиента - физического лица,

о представителях клиентов по сделкам,

1.6.                     Положению Банка России от  20.07.2016 N 550-П «О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом»  и информационному письму Банка России  от 15.06.2017 № ИН-014-12/29 «Об учете информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до поднадзорных организаций, при определении степени (уровня) риска клиента».

1.7.                     Указанию Банка России от 20.07.2016 N 4077-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации, о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции".

2.    О выполнении требований Федерального закона № 115-ФЗ по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также проверкеть наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.,

3.    О применении мер за неисполнение законодательства Российской Федерации к кредитным организациям и должностным лицам кредитных организаций.

4.    О позициях ДФМиВК по порядку заполнения ОЭС, в том числе по клиенту и контрагенту клиента.

5.    О действиях кредитной организации по исполнительным документам в рамках письма Банка России от 02.02.2017 № 4-МР.

6.    О письме Банка России от 27.06.2017 «N 13-МР Методические рекомендации об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц»

7.    Вопросы применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

2 МОДУЛЬ: Новации в законодательстве по ПОД/ФТ в вопросах и ответах

I. НОВАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:

1.    Изменения административной ответственности (новый КОАП - Законопроект № 703192-6) – вступление в силу 1.01.2017. Позиция ЦБР по применению 15.27 КОАП (Методические рекомендации от 20.03.2015 5-МР)

2.    Изменения законодательства о ПОД/ФТ:

a.    Закон от 21 июля 2014 года №213-ФЗ и подзаконные акты Банка России (операции и перечень стратегических обществ) в свете Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ об изменении контроля стратегических предприятий: хоз. обществ, УНИТАРНЫХ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ корпораций и компаний и изменение требований законов 115-ФЗ и 213-ФЗ, в части обязательного контроля. NEW

b.    Федеральный закон от 23.06.2016 № 191-ФЗ (дистанционное открытие счетов юр. лиц, упрощение открытие счета без личного присутствия - проект закона был подготовлен Экспертной группой при Комитете Гос. Думы по финансовому рынку). Проект изменения Инструкции ЦБР № 153-И (открытие счетов юр. лиц и корреспондентcких счетов).NEW;

c.    Федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ (Бенефициарные владельцы), Изменения, сделанные в декабре 2016 Постановление Правительства РФ от 31.07.2017 № 913-ФЗ о порядке представления информации о БВ в ФНС и Росфинмониторинг.NEW;

d.    Законопроект № 888029-6 (Обязательный контроль по займам);

e.    Законопроект № 1003299-6 (Исправление недочетов в процедурах идентификации, дальнейшее расширение УПРИД, применение механизмов полагания на идентификацию, изменение порога операций без идентификации - проект подготовлен Экспертной группой при Комитете Гос. Думы по финансовому рынку);

f.     Законопроект № 1003299-6 (Исправление недочетов в процедурах идентификации, дальнейшее расширение УПРИД, применение механизмов полагания на идентификацию, изменение порога операций без идентификации - проект подготовлен Экспертной группой при Комитете Гос. Думы по финансовому рынку).

g.    Федеральный закон от 26.07.2017 № 183-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма».NEW

h.    !!!Требования к Деловой репутации ОСа ПОД/ФТ. NEW

3.    Проекты изменения законодательства, которые находятся на рассмотрении Правительства РФ (не внесены в Гос. Думу):

a.    Законопроект по модернизации процедур обязательного контроля - проект подготовлен Экспертной группой при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;

b.    Законопроект по операционному разделению обязательного контроля – проект подготовлен Банком России на основе предложений банковского сообщества;

4.    Проекты и новые подзаконные актов Банка России, Росфинмониторинга и Правительства Р.Ф.:

a.    Приказ Росфинмонторинга от 25.07.2016 № 232 О размещении решений МВК по замораживанию средств.

b.    Положение Банка России от 20.07.2016 № 550-П «О порядке информирования кредитных организаций и некредитных финансовых организаций о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, о случаях расторжения договоров банковского счета (вклада) с клиентом в развитие Закона от 30 декабря 2015 года №424-ФЗ.;

c.    Указание Банка России от 20.07.2016 № 4077-У О порядке информирования (вместо Указания № 3041-У) о случаях отказа в заключении договора или проведения операции или расторжения счета.

d.    Указание Банка России от 28.07.2016 № 4087-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Проект изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П. NEW 

e.    Информационное письмо Банка России от 07.09.2016 № ИН-014-12/63 «О факторах, влияющих на оценку степени (уровня) риска клиента» NEW

f.     Проект указания Банка России «О внесении изменений в Указание Банка России от 14 сентября 2011 года № 2693-У «О порядке осуществления контроля ОПДС за БПА»;

g.    Постановление Правительства РФ от 25.05.2016 № 461 «О порядке информирования Росфинмониторинга о случаях отказа в проведении операций с нежелательными иностранными неправительственными организациями (НИНпО)».

h.    Указание Банка России от 16.11.2017 № 4189-У О внесении изменения в Инструкцию 153-И О порядке открытия счетов.

5.    Проект Указа Президента РФ О создании и функционировании специального сегмента системы межведомственного электронного взаимодействия в целях обеспечения обмена между органами власти, государственными внебюджетными фондами и организациями информацией, доступ к которой ограничен.

6.    Законопроект № 240027-7 по упрощению идентификации в банковских группах и холдингах.

7.    Проект Федерального закона по усилению контроля за ПОД/ФТ в аудиторских организациях. На кого «стучит» аудитор в Росфиниониторинг?

8.    Законопроект № 1166026-6 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

9.    Законопроект № 108659-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О лотереях” и Федеральный закон “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”» ( об ограничении операций лиц, связанных с незаконной игорной деятельностью.

10.                       Проект закона об ограничении и контроля противодействия распространению оружия массового поражения (ФРОМУ) – внесение изменений в Закон № 115-ФЗ.

11.                       Законопроект №157752-7 о Дистационной и биометрической идентификации.NEW

12.                       Проект нового порядка по представлению информации в Росфинмоинторинг по его запросу (вместо положения № 407-П).

13.                       Проект Указания ЦБР о внесении изменений в Положение ЦБР № 321-П.

II. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ:

1.    Разъяснение по порядку применения требований законодательства:

·      Закон от 29 декабря 2015 года №407-ФЗ (УПРИД по потребительским кредитам (займам).

·      Закон от 30 декабря 2015 года №423-ФЗ (операции без идентификации физ. лиц при продаже драг. металлов, ювелирных изделий в розницу)

·      Закон от 26 июня 2015 года № 154-ФЗ (о ПРАВЕ требования СНИЛС);

·      Закон от 13 июля 2015 года №259-ФЗ (о запрете требования сделок с недвижимостью, подлежащих Гос. регистрации с клиентов);

·      Закон от 29 июня 2015 года №210-ФЗ (упрощение открытия счетов, идентификации бенефициарных владельцев клиентов-физ. лиц, идентификации выгодоприобретателей);

·      Обязательный контроль НКО (коды ОПОК 9001 и 9002);

·      Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П (позиции регуляторов по вопросам: кого и как идентифицировать?, как проверять подлинность документов? какие анкеты и на кого нужно заполнять? как оформлять проверку по террористам? как выяснить цели открытия счета, деловую репутацию, финансовое положение физ и юр. лиц?, идентификация операций по банковским картам, обновление сведений и источники идентификации, порядок обновления сведений и др.) – Разъяснения Банка России от 31.05.2016, 22.06.2016 и 15.07.2016 и , позиции Росфинмониторинга и ФМС по отдельным вопросам, отказ в проведении операций по банковской комиссии в отношении клиента). Изменения в Положение № 499-П, в соответствии с Указанием Банка России от 20.07.2016 № 4079-У.

·      Страны повышенного риска (Разъяснения Росфинмониторинга в отношении применения страновых рисков, связанных с финансированием терроризма и Федеральным законом № 281-ФЗ.);

·      Местонахождение органа управления юридического лица;

·      Местожительства и местопребывания физического лица;

·      Проблемы с идентификацией иностранных граждан и лиц без гражданства (Недействительная миграционная карта, нужен ли патент? Удостоверение о рассмотрении ходатайства о признании беженцем, предоставление временного убежища, когда нужна виза? По каким паспортам можно въезжать в РФ и когда не нужна виза?);

·      Можно ли использовать заграничные паспорта при идентификации граждан РФ?;

·      Идентификация при выдаче банковской гарантии;

·      ОПОК 5004 Подлежит ли обязательному контролю в кредитной организации операция по переводу денежных средств из Внешэкономбанка или Почты России на счет клиента в кредитной организации? NEW

·      ОПОК 5003 Передача по нескольким актам лизингового имущества по одному соглашению. NEW

·      Упрощенная идентификация (УПРИД) и проверка паспортов в ФМС (какие операции можно делать с УПРИД?, какие способы УПРИД можно использовать сейчас?, как подключиться к ФМС, ФНС, ПФР, ФОМС через СМЭВ? что делать, если паспорт оказался недействительным или не значится в при проверке в ФМС?)

2.    Сомнительные операции:

·      Изменение общих критериев контроля объема сомнительных операций (от Письма ЦБР 172-Т к Письму ЦБР № ИН-01-12/40.NEW);

·      Понятие «сомнительные финансовые операции» в законодательстве РФ – Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 № 870-Р о типовом соглашении ФТС с иностранной таможенной службой.

3.    Методические рекомендации Банка России, Росфинмониторинга, ФНС по сомнительным операциям:

·      Контролируемый транзит (коды вида признака 1414 и 1813) в свете Письма Банка России от 31.12.2014 № 236-Т;

·      операции по спец. счетам платежных агентов - Методические рекомендации от 02.04.2015 9-МР;

·      использование почтовых переводов для целей обналичивания средств - Методические рекомендации ЦБР от 02.04.2015 10-МР;

·      приобретение резидентами-импортерами товаров по цене, существенно превышающей рыночную - Методические рекомендации ЦБР от 05.05.2015 12-МР (Комментарии ЦБР по порядку применения);

·      ГИБРИД вывод средств через ценные бумаги - Методические рекомендации ЦБР от 15.07.2015 17-МР и 18-МР;

·      обналичивание средств через розничную торговлю - Методические рекомендации ЦБР от 04.12.2015  35-МР

·      Письмо ФНС от 24 декабря 2015 г. N ЕД-4-222729 рекомендации по сомнительным операциям;

·      о контроле за транзитными "спящими" счетами - Методические рекомендации ЦБР от 13.04.2016 10–МР;

·      об усилении контроля за БПА - Методические рекомендации ЦБР от 14.04.2016 11-МР.

·      О порядке выявления и идентификации бенефициарных владельцев - Методические рекомендации ЦБР от 27.06.2017 12-МР. NEW

4.    Особые случаи сомнительных операций:

·      «веерная» обналичка;

·      обналичивание через «поддельные решения арбитражных судов» Методические рекомендации ЦБ № 4-МР от 02.02.2017

·      Методические рекомендации ЦБ о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов от 09.02.2017 № 5-МР;

·      обналичивание через «поддельные решения комиссий по трудовым спорам»;

·      «карусельная схема»;

·      схемы, связаные с незаконным экспортом леса.

·      Об усилении эффективности процедур реализации требований статьи 7.3 Федерального закона 115-ФЗ (ИПДЛ, ДЛМПО, РПДЛ). - Методические рекомендации ЦБР от 27.06.2017 №13-МР.  NEW

·      Уплата налогов в незначительном объеме и дополнительных критериях клиентов, совершающих сомнительные транзитные операции о контроле с помощью IP, MAC,адресов и номера SIM карты  - Методические рекомендации ЦБР от 21.07.2017 №18-МР.  NEW

·      Об особенностях выявления сомнительных операций по обналичиванию с корпоративных карт. - Методические рекомендации ЦБР от 21.07.2017 №19-МР.  NEW

III. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ СЕМИНАРА.

Очный семинар

19990 руб.
 
Не нашли интересующую тему семинара? Предложите свою!