Модульный Курс повышения квалификации для ответственных сотрудников по ПОД/ФТ: Комплексный подход в работе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
28—30 Января
Очный семинар
/Вебинар
Описание
АНОНС:
Курс объединяет все аспекты работы в области по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В ходе курса специалистами-практиками Банка России, Службы Банка России по финансовым рынкам, ФСФМ, а также крупных коммерческих банков комментируются основные нормативные документы, регламентирующие работу ответственных сотрудников.
Будут даны практические рекомендации, необходимые коммерческим банкам в их повседневной работе по ПОД/ФТ.
В программе возможны изменения с учетом изменений в законодательстве, произошедших на дату проведение семинара.
По завершению обучения слушателю выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации
ПРОГРАММА КУРСА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ:
1 МОДУЛЬ: «Изменения в области ПОД/ФТ для кредитных организаций: комментарии Банка России»
I. Ответы Федеральной службы по финансовому мониторингу на актуальные вопросы кредитных организаций при заполнении показателей электронных сообщений в соответствии с Указанием Банка России от 17.10.2018г № 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
II. Комментарии Банка России к:
-Федеральному закону от 13.07.2020 N 208-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях совершенствования обязательного контроля"-Информационным письмам Банка России №№ ИН-03-41-3/37, ИН-03-12/60, ИН-014-12/59, ИН-014-12/62, ИН-014-12/68, ИН-014-12/74; ИН-014-12/103
Информационному сообщению от 26.06.2020
-Федеральным законам от 01.03.2020 № 46-ФЗ, от 07.04.2020 № 116-ФЗ;
- Федеральному закону от 18.03.2019 N 32-ФЗ и к Положению Банка России от 24.10.2019 № 698-П «О требованиях к целевым правилам внутреннего контроля, о квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию целевых правил внутреннего контроля, и о порядке информирования организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, которые являются участниками банковской группы или банковского холдинга, о введении запрета, указанного в части второй статьи 13 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- Федеральному закону от 27.12.2018 N 565-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
- Указанию Банка России от 17.10.2018 № 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». О правилах составления и представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом.
- Указанию Банка России от 27.02.2019 N 5083-У "О внесении изменений в Положение банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
- Указанию Банка России от 22.02.2019 N 5075-У "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения".
- О выполнении требований Федерального закона № 115-ФЗ по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также проверке наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- О применении мер за неисполнение законодательства Российской Федерации к кредитным организациям и должностным лицам кредитных организаций.
- Иные вопросы применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2 МОДУЛЬ: Актуальные вопросы деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для кредитных организаций.
I. НОВАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
1. Изменения законодательства о ПОД/ФТ:
a. Закон от 21 июля 2014 года №213-ФЗ и подзаконные акты Банка России (операции и перечень стратегических обществ) в свете Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ об изменении контроля стратегических предприятий: хоз. обществ, УНИТАРНЫХ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ корпораций и компаний и изменение требований законов 115-ФЗ и 213-ФЗ, в части обязательного контроля. Разъяснения Банка России по порядку направления отчетности по коду 4007. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2018 № 2930-Р
b. Требования к Деловой репутации ОСа ПОД/ФТ, в свете Федерального закона от 27.07.2017 № 281-ФЗ и порядок контроля и направления уведомлений в Банк России.
2. Подзаконные акты Банка России, Росфинмониторинга и Правительства Р.Ф.:
a. Положение Банка России от 30.03.2018 № 639-П «О порядке информирования кредитных организаций и некредитных финансовых организаций о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, о случаях расторжения договоров банковского счета. (в редакции Указания от 17.10.2018 № 4935-У.)
b. Указание Банка России от 20.07.2016 № 4077-У О порядке информирования (вместо Указания № 3041-У) о случаях отказа в заключении договора или проведения операции или расторжения счета.
c. Информационное сообщение от 30.01.2018 Росфинмониторинга «О механизме реабилитации клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в осуществлении операций и отказе в заключении договора банковского счета (вклада)».
e. Постановление Правительства РФ от 25.05.2016 № 461 «О порядке информирования Росфинмониторинга о случаях отказа в проведении операций с нежелательными иностранными неправительственными организациями (НИНпО)».
f. Указание Банка России от 16.11.2017 № 4189-У О внесении изменения в Инструкцию 153-И О порядке открытия счетов.
3. Федеральный закон от 27.11.2017 № 358-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О лотереях” и Федеральный закон “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”» ( об ограничении операций лиц, связанных с незаконной игорной деятельностью. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2018 № 487 "Об утверждении Правил доведения до сведения кредитных организаций и платежных агентов информации, включаемой в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации, и перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства Российской Федерации".
4. Закон от 23.04.2018 № 90-ФЗ о противодействии распространения оружия массового поражения (ФРОМУ) – внесение изменений в Закон № 115-ФЗ. Информационное письмо ЦБ от 29.12.2018 № ИН-14-12/84 о выявлении организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения. Указание Банка России № 5075-У о требованиях к Правилам внутреннего контроля по ФРОМУ.
5. Федеральный закон от 31.12.2017 № 482-ФЗ о Дистационной и биометрической идентификации и перечень НПА в его развитие. Законопроект № 613239-7 Изменение в порядке участия Банков в процедурах биометрической идентификации к рассмотрению во 2 чтении.
6. Положение ЦБР № 600-П от 20.09.2017 порядка по представлению информации в Росфинмоинторинг по его запросу (вместо положения № 407-П).
7. Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ О Банке Развития (о механизме реабилитации лиц, включенных в сообщения по Положению Банка России № 639-П).
8. Информационное письмо ЦБР от 27.12.2017 № ИН-014-12_64 Рекомендации Вольсбергской группы банков по риск ориентированному подходу.
9. Проект Федерального закона об упрощении идентификации, в части затребования миграционной карты и документа на право пребывания на территории Российской Федерации.
10. Рекомендации НСФР по управлению повышенными рисками в связи с принятием решений о расторжении договора банковского счета (вклада), отказа от заключения такого договора или отказа в совершении операции.
11. Указание ЦБР от 30.03.2018 №4760-У о составе Межведомственной комиссии и требованиях к заявлению по Закону № 470-ФЗ о «реабилитации отказников»
12. Указание от 27.07.2019 № 5083-У О внесении изменений в Положение Банка России № 375-П в части разработки программ в ПВК по учету НОР и сроках самооценки.
13. Указание от 30.03.2018 № 4759-У О внесении изменений в Положение Банка России № 445-П в части разработки программ в ПВК по реализации требований Закону № 470-ФЗ о «реабилитации отказников»
14. Федеральный закон №169-ФЗ о регулировании Лотерей и игорной деятельности в части нового изменений порядка идентификации через ЦУПИС. Информационное письмо Банка России № ИН-04-45/61, ФНС России № ЕД-4-2/1307@ от 28.01.2019 «О требованиях Федерального закона № 138-ФЗ и Федерального закона № 244-ФЗ» .
15. Закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ о регулировании обращения цифровых финансовых активов.NEW
16. Закон от 27.12.2018 № 565-ФЗ об обязательном контроле при снятии наличных с банковских карт, эмитированных иностранными кредитными организациями (о проблемах с применением норм закона).
17. Об изменениях в Гражданский Кодекс РФ (Федеральный закон от 26.07.2017 № 212-ФЗ):
- изменения по статье 807 «договор займа»
- изменения по статье 848 «отказ в совершении операции по зачислению на счет»
18. Закон от 27.06.2018 № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств».
19. Федеральный закон от 02.12.2019 №394-ФЗ и Федеральный закон от 01.05.2019 № 95-ФЗ «Изменения законодательных актов после принятия Закона № 90-ФЗ о ФРОМУ.
20. Закон от 01.05.2019 № 74-ФЗ Усиление ответственности по статье 74 закона о ЦБ.
21. Указание ЦБР от 27.02.2019 № 5085-У об изменении Положение ЦБР № 375-П (применение национальной оцени рисков при оценки рисков организации).
22. Национальная оценка рисков ПОД/ФТ 2017-2018 годы
23. Законопроект № 514780-7 идентификация и проверка по номеру мобильного телефона (ЕИС ПСА).
24. Информационное письмо Банка России о документальном фиксировании результатов определения риска вовлеченности в ОД/ФТ от 19.07.2018 № ИН-014-12/48.
25. Указания ЦБР от 17.10.2018 № 4935-У о внесении изменений в положение № 639-П.
26. Положение Банка России от 17.10.2018 № 655-П «О порядке уведомления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями уполномоченного органа в соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (вместо Положения № 443-П).
27. Проект изменения Положения ЦБР № 499-П (понятие представитель при ДБО) новая редакция.
28. Указание от 17.10.2018 № 4936-У по предоставлению сведений в Росфинмониторинг (взамен Положения № 321-П и Указания 3063-У). О новациях в отношении форматов ФЭС. Новый срок вступления в силу, в соответствии с указанием от 28.03.2019 № 5108-У. О изменениях Порядка направления после совещания в Росфинмониторинге 4.07.2019 и Письма Банка России от 12.07.2019 № 014-12/63.
29. Информационное письмо ЦБР от 12.09.2018 №ИН-014-12/61 Ответы на вопросы о механизме реабилитации клиентов.
30. Федеральный закон № 208-ФЗ о совершенствовании ОПОК в Федеральном законе №115-ФЗ.NEW
31. Законопроект № 582466-7 об основах контроля (надзора) в сфере применения 115-ФЗ
32. Федеральные законы № 211-ФЗ и № 212-ФЗ О совершении законодательства РФ в связи с Законом о совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы и внесении изменений в законодательство РФ в части идентификации клиентов электронной платформы.NEW
33. Приказ ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-2/824@«Об утверждении образца запроса налогового органа о представлении юридическим лицом информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев, структуры и формата запроса в электронной форме, структуры и формата передаваемого электронного сообщения».
34. Законопроект №747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)» о Цифровом профиле.
35. Закон от 18.03.2019 № 32-ФЗ по упрощению идентификации в банковских группах и холдингах. Положение Банка России от 24.10.2019 №698-П – требования к ЦПВК. Разъяснения Банка России о квалификационных требованиях и процедуре согласования ОС по ЦПВК.
36. Закон от 18.03.2019 № 33-ФЗ по требованиям по идентификации у нотариусов, адвокатов и бухгалтеров – новые обязанности.
37. Законопроект о блокировании МВД, ФСБ, Росфинмониторингом операций по подозрению в терроризме, экстремизме, незаконных митингах и незаконной торговле наркотиками.
38. Указание ЦБР от 06.12.2019 № 5345-У О порядке открытия и ведения специального счета в Банке России, порядка зачисления денежных средсв на специальный счет в Банке России и порядка возврата денежных средств со специального счета в Банке России.
39. Проект Правительства РФ Изменения в Закон № 115-ФЗ и 149-ФЗ в части внедрения процедур биометрической идентификации юр. лиц.
40. Федеральный закон от 26.70.2019 О порядке Упрощенной идентификации в страховых организациях.
41. Указание Банка России от11.12.2019 № 5351-У «О требованиях к кредитным организациям, которым может быть поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, а также к микрофинансовым организациям, которые могут поручать кредитным организациям проведение идентификации или упрощенной идентификации».
42. Концепция KYC платформы Банка России.
43. Ответы ЦБ и Росифнмониторинга об использовании ПО для ФЛК по Указанию № 4936-У.
44. Указание ЦБР № 5305-У о внесении изменений в инструкцию № 188-И о применении штрафов по ст 74 закона о ЦБ.
45. Письмо Банка России об особенностях оказания услуг по сбору и размещению биометрических персональных данных.
46. Проект указания Банка России – отменяется требование о представлении ПВК по ПОД/ФТ при получении лицензии Проф. участника.
47. Информационное письмо Банка России от 15.01.2020 № 55-7-1/28 "О расторжении договоров на финансовом рынке”.
48. Закон от 16.12.2019 г. № 438-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 72 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части уточнения вопросов, связанных с проведением идентификации физических лиц, осуществляющих и получающих почтовые переводы денежных средств».
49. Законопроект № 886268-7 «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»» (в части запрета установления повышенных комиссий по ПОД/ФТ).
50. Методические рекомендации ЦБ от 12.02.2020 № 2-МР о повышенных комиссиях.
51. Проект приказа Росфинаосторинга о порядке направления запросов в Кредитные организации (Взамен Приказа Росфинмониторинга от 23.12.2014 № 349).
52. Законопроект «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 44 Федерального закона «О связи» в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации».
53. Законопроект НСФР о внесении изменений в Закон № 115-ФЗ, в части обязательности разработки ЦПВК и сроков их разработки.
54. Указание Банка России от 24.12.2019 № 5372-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части регулирования деятельности инвестиционных платформ.
55. Информационные письма Банка России о выполнении требований Федерального закона № 115-ФЗ в период сложной эпидемиологической ситуации вызванной эпидемией COVID -19. Разъяснения Банка России по Информационным письмам №ИН-014-12/62, №ИН-014-12/68, №ИН-014-12/74.
56. Законопроект НСФР о внесении изменений в Закон № 115-ФЗ, в части проверки личности по системе видеосвязи.
57. Законопроект № 946734-7 О СамоСбореБиометрии.
58. Законопроект № 948530-7 О совершенствовании механизмов отказа в совершении операции открытия счета.
59. Указание Банка России от 06.07.2020 № 5495-У об изменении в Положение № 499-П и Положение № 444-П О порядке идентификации. NEW
60. Проект указания Банка России «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере требований к подготовке и обучению кадров в организациях» в Указание №1485-У и №3471-У.
61. О применении индекса взаимодействия с Росфинмониторингом.
62. О продлении сроков регуляторных послаблений .
63. Законопроект Росфинмониторинга о раскрытии доверительным собственником или трастом своего статуса при установлении клиентских отношений.NEW
64. Проект изменения Указания Банка России № 375-П, в части обязательного уведомления при назначении (временном назначении) ОСа ПОД/ФТ
II. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ:
1. Разъяснение по порядку применения требований законодательства:
· Закон от 29 декабря 2015 года №407-ФЗ (УПРИД по потребительским кредитам (займам).
· Закон от 30 декабря 2015 года №423-ФЗ (операции без идентификации физ. лиц при продаже драг. металлов, ювелирных изделий в розницу)
· Закон от 26 июня 2015 года № 154-ФЗ (о ПРАВЕ требования СНИЛС);
· Закон от 13 июля 2015 года №259-ФЗ (о запрете требования сделок с недвижимостью, подлежащих Гос. регистрации с клиентов);
· Закон от 29 июня 2015 года №210-ФЗ (упрощение открытия счетов, идентификации бенефициарных владельцев клиентов-физ. лиц, идентификации выгодоприобретателей);
· Обязательный контроль НКО (коды ОПОК 9001 и 9002). Операции гос. компаний и гос корпораций.NEW;
· Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П (позиции регуляторов по вопросам: кого и как идентифицировать?, как проверять подлинность документов? какие анкеты и на кого нужно заполнять? как оформлять проверку по террористам? как выяснить цели открытия счета, деловую репутацию, финансовое положение физ и юр. лиц?, идентификация операций по банковским картам, обновление сведений и источники идентификации, порядок обновления сведений и др.) – Разъяснения Банка России от 31.05.2016, 22.06.2016 и 15.07.2016 и , позиции Росфинмониторинга и ФМС по отдельным вопросам, отказ в проведении операций по банковской комиссии в отношении клиента). Изменения в Положение № 499-П, в соответствии с Указанием Банка России от 20.07.2016 № 4079-У.
· Страны повышенного риска (Разъяснения Росфинмониторинга в отношении применения страновых рисков, связанных с финансированием терроризма и Федеральным законом № 281-ФЗ.);
· Местонахождение органа управления юридического лица;
· Местожительства и местопребывания физического лица;
· Проблемы с идентификацией иностранных граждан и лиц без гражданства (Недействительная миграционная карта, нужен ли патент? Удостоверение о рассмотрении ходатайства о признании беженцем, предоставление временного убежища, когда нужна виза? По каким паспортам можно въезжать в РФ и когда не нужна виза?);
· Можно ли использовать заграничные паспорта при идентификации граждан РФ?;
· Идентификация при выдаче банковской гарантии;
· ОПОК 5004 Подлежит ли обязательному контролю в кредитной организации операция по переводу денежных средств из Внешэкономбанка или Почты России на счет клиента в кредитной организации?
· ОПОК 5003 Передача по нескольким актам лизингового имущества по одному соглашению.
· Упрощенная идентификация (УПРИД) и проверка паспортов в ФМС (какие операции можно делать с УПРИД?, какие способы УПРИД можно использовать сейчас?, как подключиться к ФМС, ФНС, ПФР, ФОМС через СМЭВ? что делать, если паспорт оказался недействительным или не значится в при проверке в ФМС?)
· Деловая репутация и квалификационные требования при временном замещении Оса ПОД/ФТ (разъяснения ЦБ).NEW
2. Сомнительные операции:
· Изменение общих критериев контроля объема сомнительных операций (от Письма ЦБР 172-Т к Письму ЦБР № ИН-01-12/40.);
· Понятие «сомнительные финансовые операции» в законодательстве РФ – Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 № 870-Р о типовом соглашении ФТС с иностранной таможенной службой.
3. Методические рекомендации Банка России, Росфинмониторинга, ФНС по сомнительным операциям:
· Контролируемый транзит (коды вида признака 1414 и 1813) в свете Письма Банка России от 31.12.2014 № 236-Т;
· операции по спец. счетам платежных агентов - Методические рекомендации от 02.04.2015 9-МР;
· использование почтовых переводов для целей обналичивания средств - Методические рекомендации ЦБР от 02.04.2015 10-МР;
· приобретение резидентами-импортерами товаров по цене, существенно превышающей рыночную - Методические рекомендации ЦБР от 05.05.2015 12-МР (Комментарии ЦБР по порядку применения);
· ГИБРИД вывод средств через ценные бумаги - Методические рекомендации ЦБР от 15.07.2015 17-МР и 18-МР;
· обналичивание средств через розничную торговлю - Методические рекомендации ЦБР от 04.12.2015 35-МР
· Письмо ФНС от 24 декабря 2015 г. N ЕД-4-222729 рекомендации по сомнительным операциям;
· о контроле за транзитными "спящими" счетами - Методические рекомендации ЦБР от 13.04.2016 10–МР;
· об усилении контроля за БПА - Методические рекомендации ЦБР от 14.04.2016 11-МР. Указание ЦБ от 23.12.2019 № 5365-У_о порядке контроля ОПДС за БПА.NEW
· О порядке выявления и идентификации бенефициарных владельцев - Методические рекомендации ЦБР от 27.06.2017
4. Особые случаи сомнительных операций:
· «веерная» обналичка;
· обналичивание через «поддельные решения арбитражных судов» Методические рекомендации ЦБ № 4-МР от 02.02.2017
· Методические рекомендации ЦБ о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов от 09.02.2017 № 5-МР.;
· обналичивание через «поддельные решения комиссий по трудовым спорам»;
· «карусельная схема»;
· схемы, связаные с незаконным экспортом леса.
· Об усилении эффективности процедур реализации требований статьи 7.3 Федерального закона 115-ФЗ (ИПДЛ, ДЛМПО, РПДЛ). - Методические рекомендации ЦБР от 27.06.2017 №13-МР.
· Уплата налогов в незначительном объеме и дополнительных критериях клиентов, совершающих сомнительные транзитные операции о контроле с помощью IP, MAC,адресов и номера SIM карты - Методические рекомендации ЦБР от 21.07.2017 №18-МР. О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (схемы уклонения от уплаты НДС) - Методические рекомендации ЦБР от 16.02.2018 5-МР (в дополнение к Методическим рекомендациям № 18-МР).
· Об особенностях выявления сомнительных операций по обналичиванию с корпоративных карт. - Методические рекомендации ЦБР от 21.07.2017 №19-МР.
· «Серийные» переводы наличных физ. лицами за границу Методические рекомендации 2-МР от 14.01.2019.
· Методические рекомендации ЦБ О порядке информирования клиентов при отказе в предоставлении услуг ДБО от 12.03.2019 № 5-МР.
· Информационное письмо Банка России от 23.03.2019 № ИН-014-12/27 О подходах к порядку определения источников происхождения средств клиентов.
· Информационное письмо о подходах к порядку реализации кредитными организациями права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в отношении самозанятых.
III. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ СЕМИНАРА.
IV. Указание Банка России от 17.10.2018г. № 4936-У: перечень показателей, включаемых в электронные сообщения, пояснения по их заполнению, технические аспекты формирования и представления информации
1. Указание Банка России от 17.10.2018 № 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (редакции Указания Банка России от 28.03.2019 № 5108-У):
- порядок формирования и направления кредитной организацией сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в виде электронного сообщения;
- перечень показателей, включаемых в электронные сообщения, и пояснения по их заполнению.
- технические аспекты формирования и представления информации;
- структура и форматы электронных документов.
2. Ответы на вопросы.
3 МОДУЛЬ: «Актуальные изменения в законодательстве по ПОД/ФТ для кредитных организаций: комментарии регулятора и практика»
1. Комментарии Банка России:
1. Обзор регуляторных послаблений Банка России в области ПОД/ФТ в связи с эпидемиологической обстановкой в России в 2020 году. Практика применения.
2.Обзор наиболее часто задаваемых вопросов кредитных организаций.
3. Перспективы совершенствования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (обзор проектов федеральных законов и проектов нормативных актов Банка России, находящихся в высшей степени готовности).
4. Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2020
№ 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».
Переход к информированию Росфинмониторинга о подозрительной деятельности.
Обзор наиболее часто задаваемых вопросов кредитных организаций.
5. Практика применения кредитными организациями Положения Банка России от 24 октября 2019 г. № 698-П «О требованиях к целевым правилам внутреннего контроля, о квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию целевых правил внутреннего контроля, и о порядке информирования организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, которые являются участниками банковской группы или банковского холдинга, о введении запрета, указанного в части второй статьи 13 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Обзор наиболее часто задаваемых вопросов кредитных организаций.
6. Обзор проекта нормативного акта Банка России, предусматривающего внесение изменений в Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части уточнения признаков, указывающих на необычный характер сделки. Текущий статус работы над проектом.
7. Анализ последних рекомендаций Банка России к организации внутреннего «противолегализационного» контроля (от 12 февраля 2020 г. № 2-МР; от 19 августа 2020 года № 13-МР).
Актуальные схемы совершения сомнительных операций (операции с векселями, исполнительные листы и пр.).
8. Обзор практики реализации кредитными организациями «отказных» полномочий (отказ в приеме на обслуживание, отказ в операции, расторжение договора). Проблемы правоприменения в данной области, включая отдельные аспекты взимания повышенных комиссий. Деятельность межведомственной комиссии при Банке России. Перспективы совершенствования института «отказных» полномочий.
9. Актуальная информация о создаваемом Банком России сервисе оценки комплаенс-риска клиентов кредитных организаций в рамках проекта «KYC-бюро».
10. Анализ наиболее актуальных из числа поступивших в Банк России вопросов кредитных организаций по применению законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов Банка России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
II. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ).
II.1. Создание системы внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
II.2. Идентификация клиентов.
II.3. Сообщение о подозрительных операциях. Предоставление дополнительной информации по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу России.
II.4. Хранение документов.
II.5. Подготовка персонала.
II.6. Распространенные заблуждения и характерные ошибки.
III. Практика создания и функционирования системы внутреннего контроля кредитных организаций в целях ПОД/ФТ.
III.1. Правила и программы внутреннего контроля.
III.2. Взаимодействие ответственного сотрудника со структурными подразделениями кредитной организации.
III.3. Взаимодействие с обособленными структурными подразделениями кредитной организации.
III.4. Разделение клиентов на различные группы с точки зрения риска осуществления операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
III.5. Изучение клиентов.
III.6. Характерные проблемы.
Очный семинар
33990 руб.Вебинар
32990 руб.Изменения законодательства в области ПОД/ФТ: комментарии Банка России
28 Января
Очный семинар
/Вебинар
Описание
I. Ответы Федеральной службы по финансовому мониторингу на актуальные вопросы кредитных организаций при заполнении показателей электронных сообщений в соответствии с Указанием Банка России от 17.10.2018г № 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
II. Комментарии Банка России к:
-Федеральному закону от 13.07.2020 N 208-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях совершенствования обязательного контроля"-Информационным письмам Банка России №№ ИН-03-41-3/37, ИН-03-12/60, ИН-014-12/59, ИН-014-12/62, ИН-014-12/68, ИН-014-12/74; ИН-014-12/103
Информационному сообщению от 26.06.2020
-Федеральным законам от 01.03.2020 № 46-ФЗ, от 07.04.2020 № 116-ФЗ;
- Федеральному закону от 18.03.2019 N 32-ФЗ и к Положению Банка России от 24.10.2019 № 698-П «О требованиях к целевым правилам внутреннего контроля, о квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию целевых правил внутреннего контроля, и о порядке информирования организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, которые являются участниками банковской группы или банковского холдинга, о введении запрета, указанного в части второй статьи 13 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- Федеральному закону от 27.12.2018 N 565-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
- Указанию Банка России от 17.10.2018 № 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». О правилах составления и представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом.
- Указанию Банка России от 27.02.2019 N 5083-У "О внесении изменений в Положение банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
- Указанию Банка России от 22.02.2019 N 5075-У "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения".
- О выполнении требований Федерального закона № 115-ФЗ по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также проверке наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- О применении мер за неисполнение законодательства Российской Федерации к кредитным организациям и должностным лицам кредитных организаций.
- Иные вопросы применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Очный семинар
12990 руб.Вебинар
10990 руб.Актуальные вопросы деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для кредитных организаций
29 Января
Очный семинар
/Вебинар
Описание
I. НОВАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
1. Изменения законодательства о ПОД/ФТ:
a. Закон от 21 июля 2014 года №213-ФЗ и подзаконные акты Банка России (операции и перечень стратегических обществ) в свете Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ об изменении контроля стратегических предприятий: хоз. обществ, УНИТАРНЫХ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ корпораций и компаний и изменение требований законов 115-ФЗ и 213-ФЗ, в части обязательного контроля. Разъяснения Банка России по порядку направления отчетности по коду 4007. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2018 № 2930-Р
b. Требования к Деловой репутации ОСа ПОД/ФТ, в свете Федерального закона от 27.07.2017 № 281-ФЗ и порядок контроля и направления уведомлений в Банк России.
2. Подзаконные акты Банка России, Росфинмониторинга и Правительства Р.Ф.:
a. Положение Банка России от 30.03.2018 № 639-П «О порядке информирования кредитных организаций и некредитных финансовых организаций о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, о случаях расторжения договоров банковского счета. (в редакции Указания от 17.10.2018 № 4935-У.)
b. Указание Банка России от 20.07.2016 № 4077-У О порядке информирования (вместо Указания № 3041-У) о случаях отказа в заключении договора или проведения операции или расторжения счета.
c. Информационное сообщение от 30.01.2018 Росфинмониторинга «О механизме реабилитации клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в осуществлении операций и отказе в заключении договора банковского счета (вклада)».
e. Постановление Правительства РФ от 25.05.2016 № 461 «О порядке информирования Росфинмониторинга о случаях отказа в проведении операций с нежелательными иностранными неправительственными организациями (НИНпО)».
f. Указание Банка России от 16.11.2017 № 4189-У О внесении изменения в Инструкцию 153-И О порядке открытия счетов.
3. Федеральный закон от 27.11.2017 № 358-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О лотереях” и Федеральный закон “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”» ( об ограничении операций лиц, связанных с незаконной игорной деятельностью. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2018 № 487 "Об утверждении Правил доведения до сведения кредитных организаций и платежных агентов информации, включаемой в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации, и перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства Российской Федерации".
4. Закон от 23.04.2018 № 90-ФЗ о противодействии распространения оружия массового поражения (ФРОМУ) – внесение изменений в Закон № 115-ФЗ. Информационное письмо ЦБ от 29.12.2018 № ИН-14-12/84 о выявлении организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения. Указание Банка России № 5075-У о требованиях к Правилам внутреннего контроля по ФРОМУ.
5. Федеральный закон от 31.12.2017 № 482-ФЗ о Дистационной и биометрической идентификации и перечень НПА в его развитие. Законопроект № 613239-7 Изменение в порядке участия Банков в процедурах биометрической идентификации к рассмотрению во 2 чтении.
6. Положение ЦБР № 600-П от 20.09.2017 порядка по представлению информации в Росфинмоинторинг по его запросу (вместо положения № 407-П).
7. Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ О Банке Развития (о механизме реабилитации лиц, включенных в сообщения по Положению Банка России № 639-П).
8. Информационное письмо ЦБР от 27.12.2017 № ИН-014-12_64 Рекомендации Вольсбергской группы банков по риск ориентированному подходу.
9. Проект Федерального закона об упрощении идентификации, в части затребования миграционной карты и документа на право пребывания на территории Российской Федерации.
10. Рекомендации НСФР по управлению повышенными рисками в связи с принятием решений о расторжении договора банковского счета (вклада), отказа от заключения такого договора или отказа в совершении операции.
11. Указание ЦБР от 30.03.2018 №4760-У о составе Межведомственной комиссии и требованиях к заявлению по Закону № 470-ФЗ о «реабилитации отказников»
12. Указание от 27.07.2019 № 5083-У О внесении изменений в Положение Банка России № 375-П в части разработки программ в ПВК по учету НОР и сроках самооценки.
13. Указание от 30.03.2018 № 4759-У О внесении изменений в Положение Банка России № 445-П в части разработки программ в ПВК по реализации требований Закону № 470-ФЗ о «реабилитации отказников»
14. Федеральный закон №169-ФЗ о регулировании Лотерей и игорной деятельности в части нового изменений порядка идентификации через ЦУПИС. Информационное письмо Банка России № ИН-04-45/61, ФНС России № ЕД-4-2/1307@ от 28.01.2019 «О требованиях Федерального закона № 138-ФЗ и Федерального закона № 244-ФЗ» .
15. Закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ о регулировании обращения цифровых финансовых активов.NEW
16. Закон от 27.12.2018 № 565-ФЗ об обязательном контроле при снятии наличных с банковских карт, эмитированных иностранными кредитными организациями (о проблемах с применением норм закона).
17. Об изменениях в Гражданский Кодекс РФ (Федеральный закон от 26.07.2017 № 212-ФЗ):
- изменения по статье 807 «договор займа»
- изменения по статье 848 «отказ в совершении операции по зачислению на счет»
18. Закон от 27.06.2018 № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств».
19. Федеральный закон от 02.12.2019 №394-ФЗ и Федеральный закон от 01.05.2019 № 95-ФЗ «Изменения законодательных актов после принятия Закона № 90-ФЗ о ФРОМУ.
20. Закон от 01.05.2019 № 74-ФЗ Усиление ответственности по статье 74 закона о ЦБ.
21. Указание ЦБР от 27.02.2019 № 5085-У об изменении Положение ЦБР № 375-П (применение национальной оцени рисков при оценки рисков организации).
22. Национальная оценка рисков ПОД/ФТ 2017-2018 годы
23. Законопроект № 514780-7 идентификация и проверка по номеру мобильного телефона (ЕИС ПСА).
24. Информационное письмо Банка России о документальном фиксировании результатов определения риска вовлеченности в ОД/ФТ от 19.07.2018 № ИН-014-12/48.
25. Указания ЦБР от 17.10.2018 № 4935-У о внесении изменений в положение № 639-П.
26. Положение Банка России от 17.10.2018 № 655-П «О порядке уведомления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями уполномоченного органа в соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (вместо Положения № 443-П).
27. Проект изменения Положения ЦБР № 499-П (понятие представитель при ДБО) новая редакция.
28. Указание от 17.10.2018 № 4936-У по предоставлению сведений в Росфинмониторинг (взамен Положения № 321-П и Указания 3063-У). О новациях в отношении форматов ФЭС. Новый срок вступления в силу, в соответствии с указанием от 28.03.2019 № 5108-У. О изменениях Порядка направления после совещания в Росфинмониторинге 4.07.2019 и Письма Банка России от 12.07.2019 № 014-12/63.
29. Информационное письмо ЦБР от 12.09.2018 №ИН-014-12/61 Ответы на вопросы о механизме реабилитации клиентов.
30. Федеральный закон № 208-ФЗ о совершенствовании ОПОК в Федеральном законе №115-ФЗ.NEW
31. Законопроект № 582466-7 об основах контроля (надзора) в сфере применения 115-ФЗ
32. Федеральные законы № 211-ФЗ и № 212-ФЗ О совершении законодательства РФ в связи с Законом о совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы и внесении изменений в законодательство РФ в части идентификации клиентов электронной платформы.NEW
33. Приказ ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-2/824@«Об утверждении образца запроса налогового органа о представлении юридическим лицом информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев, структуры и формата запроса в электронной форме, структуры и формата передаваемого электронного сообщения».
34. Законопроект №747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)» о Цифровом профиле.
35. Закон от 18.03.2019 № 32-ФЗ по упрощению идентификации в банковских группах и холдингах. Положение Банка России от 24.10.2019 №698-П – требования к ЦПВК. Разъяснения Банка России о квалификационных требованиях и процедуре согласования ОС по ЦПВК.
36. Закон от 18.03.2019 № 33-ФЗ по требованиям по идентификации у нотариусов, адвокатов и бухгалтеров – новые обязанности.
37. Законопроект о блокировании МВД, ФСБ, Росфинмониторингом операций по подозрению в терроризме, экстремизме, незаконных митингах и незаконной торговле наркотиками.
38. Указание ЦБР от 06.12.2019 № 5345-У О порядке открытия и ведения специального счета в Банке России, порядка зачисления денежных средсв на специальный счет в Банке России и порядка возврата денежных средств со специального счета в Банке России.
39. Проект Правительства РФ Изменения в Закон № 115-ФЗ и 149-ФЗ в части внедрения процедур биометрической идентификации юр. лиц.
40. Федеральный закон от 26.70.2019 О порядке Упрощенной идентификации в страховых организациях.
41. Указание Банка России от11.12.2019 № 5351-У «О требованиях к кредитным организациям, которым может быть поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, а также к микрофинансовым организациям, которые могут поручать кредитным организациям проведение идентификации или упрощенной идентификации».
42. Концепция KYC платформы Банка России.
43. Ответы ЦБ и Росифнмониторинга об использовании ПО для ФЛК по Указанию № 4936-У.
44. Указание ЦБР № 5305-У о внесении изменений в инструкцию № 188-И о применении штрафов по ст 74 закона о ЦБ.
45. Письмо Банка России об особенностях оказания услуг по сбору и размещению биометрических персональных данных.
46. Проект указания Банка России – отменяется требование о представлении ПВК по ПОД/ФТ при получении лицензии Проф. участника.
47. Информационное письмо Банка России от 15.01.2020 № 55-7-1/28 "О расторжении договоров на финансовом рынке”.
48. Закон от 16.12.2019 г. № 438-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 72 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части уточнения вопросов, связанных с проведением идентификации физических лиц, осуществляющих и получающих почтовые переводы денежных средств».
49. Законопроект № 886268-7 «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»» (в части запрета установления повышенных комиссий по ПОД/ФТ).
50. Методические рекомендации ЦБ от 12.02.2020 № 2-МР о повышенных комиссиях.
51. Проект приказа Росфинаосторинга о порядке направления запросов в Кредитные организации (Взамен Приказа Росфинмониторинга от 23.12.2014 № 349).
52. Законопроект «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 44 Федерального закона «О связи» в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации».
53. Законопроект НСФР о внесении изменений в Закон № 115-ФЗ, в части обязательности разработки ЦПВК и сроков их разработки.
54. Указание Банка России от 24.12.2019 № 5372-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части регулирования деятельности инвестиционных платформ.
55. Информационные письма Банка России о выполнении требований Федерального закона № 115-ФЗ в период сложной эпидемиологической ситуации вызванной эпидемией COVID -19. Разъяснения Банка России по Информационным письмам №ИН-014-12/62, №ИН-014-12/68, №ИН-014-12/74.
56. Законопроект НСФР о внесении изменений в Закон № 115-ФЗ, в части проверки личности по системе видеосвязи.
57. Законопроект № 946734-7 О СамоСбореБиометрии.
58. Законопроект № 948530-7 О совершенствовании механизмов отказа в совершении операции открытия счета.
59. Указание Банка России от 06.07.2020 № 5495-У об изменении в Положение № 499-П и Положение № 444-П О порядке идентификации. NEW
60. Проект указания Банка России «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере требований к подготовке и обучению кадров в организациях» в Указание №1485-У и №3471-У.
61. О применении индекса взаимодействия с Росфинмониторингом.
62. О продлении сроков регуляторных послаблений .
63. Законопроект Росфинмониторинга о раскрытии доверительным собственником или трастом своего статуса при установлении клиентских отношений.NEW
64. Проект изменения Указания Банка России № 375-П, в части обязательного уведомления при назначении (временном назначении) ОСа ПОД/ФТ
II. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ:
1. Разъяснение по порядку применения требований законодательства:
· Закон от 29 декабря 2015 года №407-ФЗ (УПРИД по потребительским кредитам (займам).
· Закон от 30 декабря 2015 года №423-ФЗ (операции без идентификации физ. лиц при продаже драг. металлов, ювелирных изделий в розницу)
· Закон от 26 июня 2015 года № 154-ФЗ (о ПРАВЕ требования СНИЛС);
· Закон от 13 июля 2015 года №259-ФЗ (о запрете требования сделок с недвижимостью, подлежащих Гос. регистрации с клиентов);
· Закон от 29 июня 2015 года №210-ФЗ (упрощение открытия счетов, идентификации бенефициарных владельцев клиентов-физ. лиц, идентификации выгодоприобретателей);
· Обязательный контроль НКО (коды ОПОК 9001 и 9002). Операции гос. компаний и гос корпораций.NEW;
· Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П (позиции регуляторов по вопросам: кого и как идентифицировать?, как проверять подлинность документов? какие анкеты и на кого нужно заполнять? как оформлять проверку по террористам? как выяснить цели открытия счета, деловую репутацию, финансовое положение физ и юр. лиц?, идентификация операций по банковским картам, обновление сведений и источники идентификации, порядок обновления сведений и др.) – Разъяснения Банка России от 31.05.2016, 22.06.2016 и 15.07.2016 и , позиции Росфинмониторинга и ФМС по отдельным вопросам, отказ в проведении операций по банковской комиссии в отношении клиента). Изменения в Положение № 499-П, в соответствии с Указанием Банка России от 20.07.2016 № 4079-У.
· Страны повышенного риска (Разъяснения Росфинмониторинга в отношении применения страновых рисков, связанных с финансированием терроризма и Федеральным законом № 281-ФЗ.);
· Местонахождение органа управления юридического лица;
· Местожительства и местопребывания физического лица;
· Проблемы с идентификацией иностранных граждан и лиц без гражданства (Недействительная миграционная карта, нужен ли патент? Удостоверение о рассмотрении ходатайства о признании беженцем, предоставление временного убежища, когда нужна виза? По каким паспортам можно въезжать в РФ и когда не нужна виза?);
· Можно ли использовать заграничные паспорта при идентификации граждан РФ?;
· Идентификация при выдаче банковской гарантии;
· ОПОК 5004 Подлежит ли обязательному контролю в кредитной организации операция по переводу денежных средств из Внешэкономбанка или Почты России на счет клиента в кредитной организации?
· ОПОК 5003 Передача по нескольким актам лизингового имущества по одному соглашению.
· Упрощенная идентификация (УПРИД) и проверка паспортов в ФМС (какие операции можно делать с УПРИД?, какие способы УПРИД можно использовать сейчас?, как подключиться к ФМС, ФНС, ПФР, ФОМС через СМЭВ? что делать, если паспорт оказался недействительным или не значится в при проверке в ФМС?)
· Деловая репутация и квалификационные требования при временном замещении Оса ПОД/ФТ (разъяснения ЦБ).NEW
2. Сомнительные операции:
· Изменение общих критериев контроля объема сомнительных операций (от Письма ЦБР 172-Т к Письму ЦБР № ИН-01-12/40.);
· Понятие «сомнительные финансовые операции» в законодательстве РФ – Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 № 870-Р о типовом соглашении ФТС с иностранной таможенной службой.
3. Методические рекомендации Банка России, Росфинмониторинга, ФНС по сомнительным операциям:
· Контролируемый транзит (коды вида признака 1414 и 1813) в свете Письма Банка России от 31.12.2014 № 236-Т;
· операции по спец. счетам платежных агентов - Методические рекомендации от 02.04.2015 9-МР;
· использование почтовых переводов для целей обналичивания средств - Методические рекомендации ЦБР от 02.04.2015 10-МР;
· приобретение резидентами-импортерами товаров по цене, существенно превышающей рыночную - Методические рекомендации ЦБР от 05.05.2015 12-МР (Комментарии ЦБР по порядку применения);
· ГИБРИД вывод средств через ценные бумаги - Методические рекомендации ЦБР от 15.07.2015 17-МР и 18-МР;
· обналичивание средств через розничную торговлю - Методические рекомендации ЦБР от 04.12.2015 35-МР
· Письмо ФНС от 24 декабря 2015 г. N ЕД-4-222729 рекомендации по сомнительным операциям;
· о контроле за транзитными "спящими" счетами - Методические рекомендации ЦБР от 13.04.2016 10–МР;
· об усилении контроля за БПА - Методические рекомендации ЦБР от 14.04.2016 11-МР. Указание ЦБ от 23.12.2019 № 5365-У_о порядке контроля ОПДС за БПА.NEW
· О порядке выявления и идентификации бенефициарных владельцев - Методические рекомендации ЦБР от 27.06.2017
4. Особые случаи сомнительных операций:
· «веерная» обналичка;
· обналичивание через «поддельные решения арбитражных судов» Методические рекомендации ЦБ № 4-МР от 02.02.2017
· Методические рекомендации ЦБ о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов от 09.02.2017 № 5-МР.;
· обналичивание через «поддельные решения комиссий по трудовым спорам»;
· «карусельная схема»;
· схемы, связаные с незаконным экспортом леса.
· Об усилении эффективности процедур реализации требований статьи 7.3 Федерального закона 115-ФЗ (ИПДЛ, ДЛМПО, РПДЛ). - Методические рекомендации ЦБР от 27.06.2017 №13-МР.
· Уплата налогов в незначительном объеме и дополнительных критериях клиентов, совершающих сомнительные транзитные операции о контроле с помощью IP, MAC,адресов и номера SIM карты - Методические рекомендации ЦБР от 21.07.2017 №18-МР. О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (схемы уклонения от уплаты НДС) - Методические рекомендации ЦБР от 16.02.2018 5-МР (в дополнение к Методическим рекомендациям № 18-МР).
· Об особенностях выявления сомнительных операций по обналичиванию с корпоративных карт. - Методические рекомендации ЦБР от 21.07.2017 №19-МР.
· «Серийные» переводы наличных физ. лицами за границу Методические рекомендации 2-МР от 14.01.2019.
· Методические рекомендации ЦБ О порядке информирования клиентов при отказе в предоставлении услуг ДБО от 12.03.2019 № 5-МР.
· Информационное письмо Банка России от 23.03.2019 № ИН-014-12/27 О подходах к порядку определения источников происхождения средств клиентов.
· Информационное письмо о подходах к порядку реализации кредитными организациями права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в отношении самозанятых.
III. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ СЕМИНАРА.
IV. Указание Банка России от 17.10.2018г. № 4936-У: перечень показателей, включаемых в электронные сообщения, пояснения по их заполнению, технические аспекты формирования и представления информации
1. Указание Банка России от 17.10.2018 № 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (редакции Указания Банка России от 28.03.2019 № 5108-У):
- порядок формирования и направления кредитной организацией сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в виде электронного сообщения;
- перечень показателей, включаемых в электронные сообщения, и пояснения по их заполнению.
- технические аспекты формирования и представления информации;
- структура и форматы электронных документов.
2. Ответы на вопросы.
Очный семинар
12990 руб.Вебинар
10990 руб.Актуальные изменения в законодательстве по ПОД/ФТ для кредитных организаций: комментарии регулятора и практика
30 Января
Очный семинар
/Вебинар
Описание
Комментарии Банка России:
1. Обзор регуляторных послаблений Банка России в области ПОД/ФТ в связи с эпидемиологической обстановкой в России в 2020 году. Практика применения.
2. Обзор наиболее часто задаваемых вопросов кредитных организаций.
3. Перспективы совершенствования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (обзор проектов федеральных законов и проектов нормативных актов Банка России, находящихся в высшей степени готовности).
4. Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2020
№ 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».
Переход к информированию Росфинмониторинга о подозрительной деятельности.
Обзор наиболее часто задаваемых вопросов кредитных организаций.
5. Практика применения кредитными организациями Положения Банка России от 24 октября 2019 г. № 698-П «О требованиях к целевым правилам внутреннего контроля, о квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию целевых правил внутреннего контроля, и о порядке информирования организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, которые являются участниками банковской группы или банковского холдинга, о введении запрета, указанного в части второй статьи 13 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Обзор наиболее часто задаваемых вопросов кредитных организаций.
6. Обзор проекта нормативного акта Банка России, предусматривающего внесение изменений в Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части уточнения признаков, указывающих на необычный характер сделки. Текущий статус работы над проектом.
7. Анализ последних рекомендаций Банка России к организации внутреннего «противолегализационного» контроля (от 12 февраля 2020 г. № 2-МР; от 19 августа 2020 года № 13-МР).
Актуальные схемы совершения сомнительных операций (операции с векселями, исполнительные листы и пр.).
8. Обзор практики реализации кредитными организациями «отказных» полномочий (отказ в приеме на обслуживание, отказ в операции, расторжение договора). Проблемы правоприменения в данной области, включая отдельные аспекты взимания повышенных комиссий. Деятельность межведомственной комиссии при Банке России. Перспективы совершенствования института «отказных» полномочий.
9. Актуальная информация о создаваемом Банком России сервисе оценки комплаенс-риска клиентов кредитных организаций в рамках проекта «KYC-бюро».
10. Анализ наиболее актуальных из числа поступивших в Банк России вопросов кредитных организаций по применению законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов Банка России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
11. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ).
11.1. Создание системы внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
11.2. Идентификация клиентов.
11.3. Сообщение о подозрительных операциях. Предоставление дополнительной информации по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу России.
11.4. Хранение документов.
11.5. Подготовка персонала.
11.6. Распространенные заблуждения и характерные ошибки.
12. Практика создания и функционирования системы внутреннего контроля кредитных организаций в целях ПОД/ФТ.
12.1. Правила и программы внутреннего контроля.
12.2. Взаимодействие ответственного сотрудника со структурными подразделениями кредитной организации.
12.3. Взаимодействие с обособленными структурными подразделениями кредитной организации.
12.4. Разделение клиентов на различные группы с точки зрения риска осуществления операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
12.5. Изучение клиентов.
12.6. Характерные проблемы.
Очный семинар
12990 руб.Вебинар
10990 руб.