Полный курс
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3

Модульный Курс повышения квалификации для ответственных сотрудников по ПОД/ФТ: Комплексный подход в работе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

20—22 Мая

Очный семинар

/

Вебинар

Описание

АНОНС: 

Курс объединяет все аспекты работы в области по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе курса специалистами-практиками Банка России, Службы Банка России по финансовым рынкам, ФСФМ, а также крупных коммерческих банков комментируются основные нормативные документы, регламентирующие работу ответственных сотрудников.

Будут даны практические рекомендации, необходимые коммерческим банкам в их повседневной работе по ПОД/ФТ. 

По завершению обучения слушателю выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации

ПРОГРАММА КУРСА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ:

1 МОДУЛЬ: «Изменения в области ПОД/ФТ для кредитных организаций: комментарии Банка России»

NEW I. Особенности деятельности кредитных организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в области ПОД/ФТ.

I.Международная система ПО

-  Д/ФТ, международные стандарты;

- Национальная система ПОД/ФТ;

-Угрозы  финансовой системе РФ с точки зрения ОД/ФТ;

 -Изменения в законодательстве о ПОД/ФТ;

 -Риски ОД/ФТ на рынке ценных бумаг, теневой оборот на РЦБ;

 -Риски вовлечения кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг в сомнительные операции;

 -Критерии и признаки сомнительных операций;

 -Типологии и схемы на рынке ценных бумаг (структуры, операции, примеры схем);  

-Надзор в сфере ПОД/ФТ ;

 -Ответы на вопросы.

II. Ответы Федеральной службы по финансовому мониторингу на актуальные вопросы кредитных организаций при заполнении показателей электронных сообщений в соответствии с Указанием Банка России от 17.10.2018г № 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» 

NEW

III. Комментарии Банка России к: 

-Федеральному закону от 29.12.2020 N 479-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

-Федеральному закону от 30.12.2020 N 536-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

-Федеральному закону от 13.07.2020 N 208-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях совершенствования обязательного контроля";

- Указанию Банка России от 6 июля 2020 г. N 5495-У и Положению Банка России № 499-П;

- Указанию Банка России от 6 июля 2020 г. N 5496-Уи Указанию Банка России № 1485-У.

- Указанию Банка России от 20.10.2020 г. N 5599-У и Положению Банка России № 375-П.

- Федеральному закону от 18.03.2019 N 32-ФЗ и к Положению Банка России от 24.10.2019
№ 698-П
;

- Федеральному закону от 27.12.2018 N 565-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

- Указанию Банка России от 17.10.2018 № 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». О правилах составления и представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом.

- О выполнении требований Федерального закона № 115-ФЗ по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также проверке наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

- О применении мер за неисполнение законодательства Российской Федерации к кредитным организациям и должностным лицам кредитных организаций.

- Иные вопросы применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 

2 МОДУЛЬ: Актуальные вопросы деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для кредитных организаций.

I.                   НОВАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: 

1.                  Изменения законодательства о ПОД/ФТ:

a.                  Закон от 21 июля 2014 года №213-ФЗ и подзаконные акты Банка России (операции и перечень стратегических обществ) в свете Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ об изменении контроля стратегических предприятий: хоз. обществ, УНИТАРНЫХ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ корпораций и компаний и изменение требований законов 115-ФЗ и 213-ФЗ, в части обязательного контроля. Разъяснения Банка России по порядку направления отчетности по коду 4007. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2018 № 2930-Р

b.                  Требования к Деловой репутации ОСа ПОД/ФТ, в свете Федерального закона от 27.07.2017 № 281-ФЗ и порядок контроля и направления уведомлений в Банк России.

2.                  Подзаконные акты Банка России, Росфинмониторинга и Правительства Р.Ф.:

a.                  Положение Банка России от 30.03.2018 № 639-П «О порядке информирования кредитных организаций и некредитных финансовых организаций о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, о случаях расторжения договоров банковского счета. (в редакции Указания от 17.10.2018 № 4935-У.)

b.                  Указание Банка России от 20.07.2016 № 4077-У О порядке информирования (вместо Указания № 3041-У) о случаях отказа в заключении договора или проведения операции или расторжения счета.

c.                  Информационное сообщение от 30.01.2018 Росфинмониторинга «О механизме реабилитации клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в осуществлении операций и отказе в заключении договора банковского счета (вклада)».

d.                  Информационное письмо Банка России от 07.09.2016 № ИН-014-12/63 «О факторах, влияющих на оценку степени (уровня) риска клиента»

e.                  Постановление Правительства РФ от 25.05.2016 № 461 «О порядке информирования Росфинмониторинга о случаях отказа в проведении операций с нежелательными иностранными неправительственными организациями (НИНпО)».

f.                   Указание Банка России от 16.11.2017 № 4189-У О внесении изменения в Инструкцию 153-И О порядке открытия счетов.

3.                  Федеральный закон от 27.11.2017 № 358-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О лотереях” и Федеральный закон “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”» ( об ограничении операций лиц, связанных с незаконной игорной деятельностью. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2018 № 487 "Об утверждении Правил доведения до сведения кредитных организаций и платежных агентов информации, включаемой в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации, и перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства Российской Федерации".

4.                  Закон от 23.04.2018 № 90-ФЗ о противодействии распространения оружия массового поражения (ФРОМУ) – внесение изменений в Закон № 115-ФЗ. Информационное письмо ЦБ от 29.12.2018 № ИН-14-12/84 о выявлении организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения. Указание Банка России № 5075-У о требованиях к Правилам внутреннего контроля по ФРОМУ.

5.                  Федеральный закон от 31.12.2017 № 482-ФЗ о Дистационной и биометрической идентификации и перечень НПА в его развитие. Федеральный закон от 29.12.2020 N 479-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования биометрической идентификации и аккредитации частных биометрических систем. NEW

6.                  Положение ЦБР № 600-П от 20.09.2017 порядка по представлению информации в Росфинмоинторинг по его запросу (вместо положения № 407-П).

7.                  Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ О Банке Развития (о механизме реабилитации лиц, включенных в сообщения по Положению Банка России № 639-П).

8.                  Информационное письмо ЦБР от 27.12.2017 № ИН-014-12_64 Рекомендации Вольсбергской группы банков по риск ориентированному подходу.

9.                  Проект Федерального закона об упрощении идентификации, в части затребования миграционной карты и документа на право пребывания на территории Российской Федерации.

10.              Рекомендации НСФР по управлению повышенными рисками в связи с принятием решений о расторжении договора банковского счета (вклада), отказа от заключения такого договора или отказа в совершении операции.

11.              Указание ЦБР от 30.03.2018 №4760-У о составе Межведомственной комиссии и требованиях к заявлению по Закону № 470-ФЗ о «реабилитации отказников»

12.              Указание от 27.02.2019 № 5083-У О внесении изменений в Положение Банка России № 375-П в части разработки программ в ПВК по учету НОР и сроках самооценки.

13.              Указание от 30.03.2018 № 4759-У О внесении изменений в Положение Банка России № 445-П в части разработки программ в ПВК по реализации требований Закону № 470-ФЗ о «реабилитации отказников»

14.              Федеральный закон №169-ФЗ о регулировании Лотерей и игорной деятельности в части нового изменений порядка идентификации через ЦУПИС. Информационное письмо Банка России № ИН-04-45/61, ФНС России № ЕД-4-2/1307@ от 28.01.2019 «О требованиях Федерального закона № 138-ФЗ и Федерального закона № 244-ФЗ» .

15.              Закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ о регулировании обращения цифровых финансовых активов.

16.              Закон от 27.12.2018 № 565-ФЗ об обязательном контроле при снятии наличных с банковских карт, эмитированных иностранными кредитными организациями (о проблемах с применением норм закона).

17.              Об изменениях в Гражданский Кодекс РФ (Федеральный закон от 26.07.2017 № 212-ФЗ):

- изменения по статье 807 «договор займа»

- изменения по статье 848 «отказ в совершении операции по зачислению на счет»

18.              Закон от 27.06.2018 № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств».

19.              Федеральный закон от 02.12.2019 №394-ФЗ и Федеральный закон от 01.05.2019 № 95-ФЗ «Изменения законодательных актов после принятия Закона № 90-ФЗ о ФРОМУ.

20.              Закон от 01.05.2019 № 74-ФЗ Усиление ответственности по статье 74 закона о ЦБ.

21.              Национальная оценка рисков ПОД/ФТ 2017-2018 годы

22.              Законопроект № 514780-7 идентификация и проверка по номеру мобильного телефона (ЕИС ПСА).

23.              Информационное письмо Банка России о документальном фиксировании результатов определения риска вовлеченности в ОД/ФТ от 19.07.2018 № ИН-014-12/48.

24.              Указания ЦБР от 17.10.2018 № 4935-У о внесении изменений в положение № 639-П.

25.              Положение Банка России от 17.10.2018 № 655-П «О порядке уведомления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями уполномоченного органа в соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (вместо Положения № 443-П).

26.              Проект изменения Положения ЦБР № 499-П (понятие представитель при ДБО) новая редакция.

27.              Указание от 17.10.2018 № 4936-У по предоставлению сведений в Росфинмониторинг (взамен Положения № 321-П и Указания 3063-У). О новациях в отношении форматов ФЭС. Новый срок вступления в силу, в соответствии с указанием от 28.03.2019 № 5108-У. О изменениях Порядка направления после совещания в Росфинмониторинге 4.07.2019 и Письма Банка России от 12.07.2019 № 014-12/63.

28.              Информационное письмо ЦБР от 12.09.2018 №ИН-014-12/61 Ответы на вопросы о механизме реабилитации клиентов.

29.              Федеральный закон № 208-ФЗ о совершенствовании ОПОК в Федеральном законе №115-ФЗ. Ответы Банка России по порядку применения!!!

30.              Законопроект № 582466-7 об основах контроля (надзора) в сфере применения 115-ФЗ

31.              Федеральные законы № 211-ФЗ и № 212-ФЗ О совершении законодательства РФ в связи с Законом о совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы и внесении изменений в законодательство РФ в части идентификации клиентов электронной платформы.

32.              Приказ ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-2/824@«Об утверждении образца запроса налогового органа о представлении юридическим лицом информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев, структуры и формата запроса в электронной форме, структуры и формата передаваемого электронного сообщения».

33.              Законопроект №747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)» о Цифровом профиле.

34.              Закон от 18.03.2019 № 32-ФЗ по упрощению идентификации в банковских группах и холдингах. Положение Банка России от 24.10.2019 №698-П – требования к ЦПВК. Разъяснения Банка России о квалификационных требованиях и процедуре согласования ОС по ЦПВК.

35.              Закон от 18.03.2019 № 33-ФЗ по требованиям по идентификации у нотариусов, адвокатов и бухгалтеров – новые обязанности.

36.              Законопроект о блокировании МВД, ФСБ, Росфинмониторингом операций по подозрению в терроризме, экстремизме, незаконных митингах и незаконной торговле наркотиками.

37.              Указание ЦБР от 06.12.2019 № 5345-У О порядке открытия и ведения специального счета в Банке России, порядка зачисления денежных средсв на специальный счет в Банке России и порядка возврата денежных средств со специального счета в Банке России.

38.              Проект Правительства РФ Изменения в Закон № 115-ФЗ и 149-ФЗ в части внедрения процедур биометрической идентификации юр. лиц.

39.              Федеральный закон от 26.70.2019 О порядке Упрощенной идентификации в страховых организациях.

40.              Указание Банка России от11.12.2019 № 5351-У «О требованиях к кредитным организациям, которым может быть поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, а также к микрофинансовым организациям, которые могут поручать кредитным организациям проведение идентификации или упрощенной идентификации».

41.              Платформа ЗСК Банка России и Законопроект № 1064272-7 об изменении 115-ФЗ.NEW

42.              Ответы ЦБ и Росифнмониторинга об использовании ПО для ФЛК по Указанию № 4936-У.

43.              Указание ЦБР № 5305-У о внесении изменений в инструкцию № 188-И о применении штрафов по ст 74 закона о ЦБ.

44.              Письмо Банка России об особенностях оказания услуг по сбору и размещению биометрических персональных данных.

45.              Проект указания Банка России – отменяется требование о представлении ПВК по ПОД/ФТ при получении лицензии Проф. участника.

46.              Информационное письмо Банка России от 15.01.2020 № 55-7-1/28 "О расторжении договоров на финансовом рынке”.

47.              Закон от 16.12.2019 г. № 438-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 72 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части уточнения вопросов, связанных с проведением идентификации физических лиц, осуществляющих и получающих почтовые переводы денежных средств».

48.              Законопроект № 886268-7 «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»» (в части запрета установления повышенных комиссий по ПОД/ФТ).

49.              Методические рекомендации ЦБ от 12.02.2020 № 2-МР о повышенных комиссиях.

50.              Приказ Росфинмониторинга от 16.07.2020 № 171 «О порядке направления запросов в Кредитные организации» (Взамен Приказа Росфинмониторинга от 23.12.2014 № 349). NEW

51.              Законопроект «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 44 Федерального закона «О связи» в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации».

52.              Законопроект НСФР о внесении изменений в Закон № 115-ФЗ, в части обязательности разработки ЦПВК и сроков их разработки.

53.              Указание Банка России от 24.12.2019 № 5372-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части регулирования деятельности инвестиционных платформ.

54.              Информационные письма Банка России о выполнении требований Федерального закона № 115-ФЗ в период сложной эпидемиологической ситуации вызванной эпидемией COVID -19. Разъяснения Банка России по Информационным письмам №ИН-014-12/62, №ИН-014-12/68, №ИН-014-12/74.

55.              Законопроект НСФР о внесении изменений в Закон № 115-ФЗ, в части проверки личности по системе видеосвязи.

56.              Законопроект № 946734-7 О СамоСбореБиометрии.

57.              Федеральный закон от 30.12.2020 № 536-ФЗ О совершенствовании механизмов отказа в совершении операции открытия счета. NEW

58.              Указание Банка России от 06.07.2020 № 5495-У об изменении в Положение № 499-П и Положение № 444-П О порядке идентификации.

59.              Указание Банка России от 06.07.2020 № 5496-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере требований к подготовке и обучению кадров в организациях» в Указание №1485-У и №3471-У

60.              О применении индекса взаимодействия с Росфинмониторингом.

61.              О продлении сроков регуляторных послаблений .

62.              Законопроект Росфинмониторинга о раскрытии доверительным собственником или трастом своего статуса при установлении клиентских отношений.

63.              Указания Банка России от 20.10.2020 №5599-У О внесении изменений в Положение № 375-П, В новой редакции изложен классификатор признаков, указывающих на необычный характер операции (сделки). NEW

64.              Законопроект об изменении Федерального закона № 115-ФЗ, в части обязательного контроля операций с цифровой валютой. NEW

65.              Изменения в Правилах направления отчетности по Указанию № 4936-У, вступившие в силу с 10 января 2021г и с 1 мая 2021г.

66.              Подлежат ли обязательному контролю по коду 4008 платежи по договору сублизинга?

67.              Порядок направления сообщений по коду ОПОК 1009. Сроки направления сообщений. Особенности заполнения ФЭС.NEW 

II. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ: 

1.                  Разъяснение по порядку применения требований законодательства:

·                    Закон от 29 декабря 2015 года №407-ФЗ (УПРИД по потребительским кредитам (займам).

·                    Закон от 30 декабря 2015 года №423-ФЗ (операции без идентификации физ. лиц при продаже драг. металлов, ювелирных изделий в розницу)

·                    Закон от 26 июня 2015 года № 154-ФЗ (о ПРАВЕ требования СНИЛС);

·                    Закон от 13 июля 2015 года №259-ФЗ (о запрете требования сделок с недвижимостью, подлежащих Гос. регистрации с клиентов);

·                    Закон от 29 июня 2015 года №210-ФЗ (упрощение открытия счетов, идентификации бенефициарных владельцев клиентов-физ. лиц, идентификации выгодоприобретателей);

·                    Обязательный контроль НКО (коды ОПОК 9001 и 9002). Операции гос. компаний и гос корпораций;

·                    Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П (позиции регуляторов по вопросам: кого и как идентифицировать?, как проверять подлинность документов? какие анкеты и на кого нужно заполнять? как оформлять проверку по террористам? как выяснить цели открытия счета, деловую репутацию, финансовое положение физ и юр. лиц?, идентификация операций по банковским картам, обновление сведений и источники идентификации, порядок обновления сведений и др.) – Разъяснения Банка России от 31.05.2016, 22.06.2016 и 15.07.2016 и , позиции Росфинмониторинга и ФМС по отдельным вопросам, отказ в проведении операций по банковской комиссии в отношении клиента). Изменения в Положение № 499-П, в соответствии с Указанием Банка России от 20.07.2016 № 4079-У.

·                    Страны повышенного риска (Разъяснения Росфинмониторинга в отношении применения страновых рисков, связанных с финансированием терроризма и Федеральным законом № 281-ФЗ.);

·                    Местонахождение органа управления юридического лица;

·                    Местожительства и местопребывания физического лица;

·                    Проблемы с идентификацией иностранных граждан и лиц без гражданства (Недействительная миграционная карта, нужен ли патент? Удостоверение о рассмотрении ходатайства о признании беженцем, предоставление временного убежища, когда нужна виза? По каким паспортам можно въезжать в РФ и когда не нужна виза?);

·                    Можно ли использовать заграничные паспорта при идентификации граждан РФ?;

·                    Идентификация при выдаче банковской гарантии;

·                    ОПОК 5004 Подлежит ли обязательному контролю в кредитной организации операция по переводу денежных средств из Внешэкономбанка или Почты России на счет клиента в кредитной организации?

·                    ОПОК 5003 Передача по нескольким актам лизингового имущества по одному соглашению.

·                    Упрощенная идентификация (УПРИД) и проверка паспортов в ФМС (какие операции можно делать с УПРИД?, какие способы УПРИД можно использовать сейчас?, как подключиться к ФМС, ФНС, ПФР, ФОМС через СМЭВ? что делать, если паспорт оказался недействительным или не значится в при проверке в ФМС?)

·                    Деловая репутация и квалификационные требования при временном замещении Оса ПОД/ФТ (разъяснения ЦБ).

2.                  Сомнительные операции:

·                    Изменение общих критериев контроля объема сомнительных операций (от Письма ЦБР 172-Т к Письму ЦБР № ИН-01-12/40.);

·                    Понятие «сомнительные финансовые операции» в законодательстве РФ – Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 № 870-Р о типовом соглашении ФТС с иностранной таможенной службой.

3.                  Методические рекомендации Банка России, Росфинмониторинга, ФНС по сомнительным операциям:

·                    Контролируемый транзит (коды вида признака 1414 и 1813) в свете Письма Банка России от 31.12.2014 № 236-Т;

·                    операции по спец. счетам платежных агентов - Методические рекомендации от 02.04.2015 9-МР;

·                    использование почтовых переводов для целей обналичивания средств - Методические рекомендации ЦБР от 02.04.2015 10-МР;

·                    приобретение резидентами-импортерами товаров по цене, существенно превышающей рыночную - Методические рекомендации ЦБР от 05.05.2015 12-МР (Комментарии ЦБР по порядку применения);

·                    ГИБРИД вывод средств через ценные бумаги - Методические рекомендации ЦБР от 15.07.2015 17-МР и 18-МР;

·                    обналичивание средств через розничную торговлю - Методические рекомендации ЦБР от 04.12.2015 35-МР

·                    Письмо ФНС от 24 декабря 2015 г. N ЕД-4-222729 рекомендации по сомнительным операциям;

·                    о контроле за транзитными "спящими" счетами - Методические рекомендации ЦБР от 13.04.2016 10–МР;

·                    об усилении контроля за БПА - Методические рекомендации ЦБР от 14.04.2016 11-МР. Указание ЦБ от 23.12.2019 № 5365-У_о порядке контроля ОПДС за БПА

·                    О порядке выявления и идентификации бенефициарных владельцев - Методические рекомендации ЦБР от 27.06.2017

·                    Усиление контроля за факторинговыми и лизинговыми компаниями - Методические рекомендации ЦБР от 19.08.2020 13–МР (Разъяснение Банка России о порядке применения Методических рекомендаций).

4.                  Особые случаи сомнительных операций:

·                    «веерная» обналичка;

·                    обналичивание через «поддельные решения арбитражных судов» Методические рекомендации ЦБ № 4-МР от 02.02.2017

·                    Методические рекомендации ЦБ о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов от 09.02.2017 № 5-МР.;

·                    обналичивание через «поддельные решения комиссий по трудовым спорам»;

·                    «карусельная схема»;

·                    схемы, связаные с незаконным экспортом леса.

·                    Об усилении эффективности процедур реализации требований статьи 7.3 Федерального закона 115-ФЗ (ИПДЛ, ДЛМПО, РПДЛ). - Методические рекомендации ЦБР от 27.06.2017 №13-МР.

·                    Уплата налогов в незначительном объеме и дополнительных критериях клиентов, совершающих сомнительные транзитные операции о контроле с помощью IP, MAC,адресов и номера SIM карты - Методические рекомендации ЦБР от 21.07.2017 №18-МР. О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (схемы уклонения от уплаты НДС) - Методические рекомендации ЦБР от 16.02.2018 5-МР (в дополнение к Методическим рекомендациям № 18-МР). 

·                    Об особенностях выявления сомнительных операций по обналичиванию с корпоративных карт. - Методические рекомендации ЦБР от 21.07.2017 №19-МР. 

·                    «Серийные» переводы наличных физ. лицами за границу Методические рекомендации 2-МР от 14.01.2019. 

·                    Методические рекомендации ЦБ О порядке информирования клиентов при отказе в предоставлении услуг ДБО от 12.03.2019 № 5-МР. 

·                    Информационное письмо Банка России от 23.03.2019 № ИН-014-12/27 О подходах к порядку определения источников происхождения средств клиентов. 

·                    Информационное письмо о подходах к порядку реализации кредитными организациями права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в отношении самозанятых. 

III. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ СЕМИНАРА. 

IV. Указание Банка России от 17.10.2018г. № 4936-У: перечень показателей, включаемых в электронные сообщения, пояснения по их заполнению, технические аспекты формирования и представления информации

1. Указание Банка России от 17.10.2018 № 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (редакции Указания Банка России от 28.03.2019 № 5108-У):

- порядок формирования и направления кредитной организацией сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в виде электронного сообщения;

- перечень показателей, включаемых в электронные сообщения, и пояснения по их заполнению.

- технические аспекты формирования и представления информации;

- структура и форматы электронных документов. 

2. Ответы на вопросы.

3 МОДУЛЬ: «Актуальные изменения в законодательстве по ПОД/ФТ для кредитных организаций: комментарии регулятора и практика» 

I.                   Комментарии Банка России: 

            1. Вопросы совершенствования удаленной биометрической идентификации. Модернизация «отказных» полномочий кредитных организаций. Обзор последних изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ, Федеральный закон от 22.12.2020 № 446-ФЗ, Федеральный закон от 29.12.2020 № 479-ФЗ, Федеральный закон от 30.12.2020 № 536-ФЗ).

            Перспективы совершенствования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (обзор проектов федеральных законов и проектов нормативных актов Банка России).

            2. Практика реализации Федерального закона от 13.07.2020
№ 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».

            Обзор наиболее часто задаваемых вопросов кредитных организаций.

            3. Актуализация перечня необычных операций (обзор изменений, предусмотренных Указанием Банка России от 20.10.2020 № 5599-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

            4. Практика применения кредитными организациями Положения Банка России от 24 октября 2019 г. № 698-П «О требованиях к целевым правилам внутреннего контроля, о квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию целевых правил внутреннего контроля, и о порядке информирования организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, которые являются участниками банковской группы или банковского холдинга, о введении запрета, указанного в части второй статьи 13 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Обзор наиболее часто задаваемых вопросов кредитных организаций.

5. Актуальные схемы совершения сомнительных операций (операции с векселями, исполнительные листы и пр.). Анализ последних рекомендаций Банка России к организации внутреннего «противолегализационного» контроля.

6. Актуальная информация о создаваемом Банком России сервисе оценки комплаенс-риска клиентов кредитных организаций в рамках проекта «KYC-бюро» (проект федерального закона № 1064272-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации работы по оценке риска вовлеченности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проведение подозрительных операций и использованию этой информации»).

7. Анализ наиболее актуальных из числа поступивших в Банк России вопросов кредитных организаций по применению законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов Банка России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. 

II. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ).

II.1. Создание системы внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

II.2. Идентификация клиентов.

II.3. Сообщение о подозрительных операциях. Предоставление дополнительной информации по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу России.

II.4. Хранение документов.

II.5. Подготовка персонала.

II.6. Распространенные заблуждения и характерные ошибки. 

III. Практика создания и функционирования системы внутреннего контроля кредитных организаций в целях ПОД/ФТ.

III.1. Правила и программы внутреннего контроля.

III.2. Взаимодействие ответственного сотрудника со структурными подразделениями кредитной организации.

III.3. Взаимодействие с обособленными структурными подразделениями кредитной организации.

III.4. Разделение клиентов на различные группы с точки зрения риска осуществления операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

III.5. Изучение клиентов.

III.6. Характерные проблемы.


Очный семинар

33990 руб.

Вебинар

32990 руб.
 

Изменения в области ПОД/ФТ для кредитных организаций: комментарии Банка России

20 Мая

Очный семинар

/

Вебинар

Описание

NEW I. Особенности деятельности кредитных организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в области ПОД/ФТ.

I.Международная система ПО

-  Д/ФТ, международные стандарты;

- Национальная система ПОД/ФТ;

-Угрозы  финансовой системе РФ с точки зрения ОД/ФТ;

 -Изменения в законодательстве о ПОД/ФТ;

 -Риски ОД/ФТ на рынке ценных бумаг, теневой оборот на РЦБ;

 -Риски вовлечения кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг в сомнительные операции;

 -Критерии и признаки сомнительных операций;

 -Типологии и схемы на рынке ценных бумаг (структуры, операции, примеры схем);  

-Надзор в сфере ПОД/ФТ ;

 -Ответы на вопросы.

II.Ответы Федеральной службы по финансовому мониторингу на актуальные вопросы кредитных организаций при заполнении показателей электронных сообщений в соответствии с Указанием Банка России от 17.10.2018г № 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» 

NEW III.Комментарии Банка России к:

-Федеральному закону от 29.12.2020 N 479-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

-Федеральному закону от 30.12.2020 N 536-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

-Федеральному закону от 13.07.2020 N 208-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях совершенствования обязательного контроля";

- Указанию Банка России от 6 июля 2020 г. N 5495-У и Положению Банка России № 499-П;

- Указанию Банка России от 6 июля 2020 г. N 5496-Уи Указанию Банка России № 1485-У.

- Указанию Банка России от 20.10.2020 г. N 5599-У и Положению Банка России № 375-П.

- Федеральному закону от 18.03.2019 N 32-ФЗ и к Положению Банка России от 24.10.2019
№ 698-П
;

- Федеральному закону от 27.12.2018 N 565-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

- Указанию Банка России от 17.10.2018 № 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». О правилах составления и представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом.

- О выполнении требований Федерального закона № 115-ФЗ по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также проверке наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

- О применении мер за неисполнение законодательства Российской Федерации к кредитным организациям и должностным лицам кредитных организаций.

- Иные вопросы применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Очный семинар

12990 руб.

Вебинар

10990 руб.
 

Актуальные вопросы деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для кредитных организаций

21 Мая

Очный семинар

/

Вебинар

Описание

I.               НОВАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:

1.              Изменения законодательства о ПОД/ФТ:

a.              Закон от 21 июля 2014 года №213-ФЗ и подзаконные акты Банка России (операции и перечень стратегических обществ) в свете Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ об изменении контроля стратегических предприятий: хоз. обществ, УНИТАРНЫХ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ корпораций и компаний и изменение требований законов 115-ФЗ и 213-ФЗ, в части обязательного контроля. Разъяснения Банка России по порядку направления отчетности по коду 4007. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2018 № 2930-Р

b.              Требования к Деловой репутации ОСа ПОД/ФТ, в свете Федерального закона от 27.07.2017 № 281-ФЗ и порядок контроля и направления уведомлений в Банк России.

2.              Подзаконные акты Банка России, Росфинмониторинга и Правительства Р.Ф.:

a.              Положение Банка России от 30.03.2018 № 639-П «О порядке информирования кредитных организаций и некредитных финансовых организаций о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, о случаях расторжения договоров банковского счета. (в редакции Указания от 17.10.2018 № 4935-У.)

b.              Указание Банка России от 20.07.2016 № 4077-У О порядке информирования (вместо Указания № 3041-У) о случаях отказа в заключении договора или проведения операции или расторжения счета.

c.              Информационное сообщение от 30.01.2018 Росфинмониторинга «О механизме реабилитации клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в осуществлении операций и отказе в заключении договора банковского счета (вклада)».

d.              Информационное письмо Банка России от 07.09.2016 № ИН-014-12/63 «О факторах, влияющих на оценку степени (уровня) риска клиента»

e.              Постановление Правительства РФ от 25.05.2016 № 461 «О порядке информирования Росфинмониторинга о случаях отказа в проведении операций с нежелательными иностранными неправительственными организациями (НИНпО)».

f.               Указание Банка России от 16.11.2017 № 4189-У О внесении изменения в Инструкцию 153-И О порядке открытия счетов.

3.              Федеральный закон от 27.11.2017 № 358-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О лотереях” и Федеральный закон “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”» ( об ограничении операций лиц, связанных с незаконной игорной деятельностью. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2018 № 487 "Об утверждении Правил доведения до сведения кредитных организаций и платежных агентов информации, включаемой в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации, и перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства Российской Федерации".

4.              Закон от 23.04.2018 № 90-ФЗ о противодействии распространения оружия массового поражения (ФРОМУ) – внесение изменений в Закон № 115-ФЗ. Информационное письмо ЦБ от 29.12.2018 № ИН-14-12/84 о выявлении организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения. Указание Банка России № 5075-У о требованиях к Правилам внутреннего контроля по ФРОМУ.

5.              Федеральный закон от 31.12.2017 № 482-ФЗ о Дистационной и биометрической идентификации и перечень НПА в его развитие. Законопроект № 613239-7 Изменение в порядке участия Банков в процедурах биометрической идентификации к рассмотрению во 2 чтении.

6.              Положение ЦБР № 600-П от 20.09.2017 порядка по представлению информации в Росфинмоинторинг по его запросу (вместо положения № 407-П).

7.              Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ О Банке Развития (о механизме реабилитации лиц, включенных в сообщения по Положению Банка России № 639-П).

8.              Информационное письмо ЦБР от 27.12.2017 № ИН-014-12_64 Рекомендации Вольсбергской группы банков по риск ориентированному подходу.

9.              Проект Федерального закона об упрощении идентификации, в части затребования миграционной карты и документа на право пребывания на территории Российской Федерации.

10.          Рекомендации НСФР по управлению повышенными рисками в связи с принятием решений о расторжении договора банковского счета (вклада), отказа от заключения такого договора или отказа в совершении операции.

11.          Указание ЦБР от 30.03.2018 №4760-У о составе Межведомственной комиссии и требованиях к заявлению по Закону № 470-ФЗ о «реабилитации отказников»

12.          Указание от 27.07.2019 № 5083-У О внесении изменений в Положение Банка России № 375-П в части разработки программ в ПВК по учету НОР и сроках самооценки.

13.          Указание от 30.03.2018 № 4759-У О внесении изменений в Положение Банка России № 445-П в части разработки программ в ПВК по реализации требований Закону № 470-ФЗ о «реабилитации отказников»

14.          Федеральный закон №169-ФЗ о регулировании Лотерей и игорной деятельности в части нового изменений порядка идентификации через ЦУПИС. Информационное письмо Банка России № ИН-04-45/61, ФНС России № ЕД-4-2/1307@ от 28.01.2019 «О требованиях Федерального закона № 138-ФЗ и Федерального закона № 244-ФЗ» .

15.          Закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ о регулировании обращения цифровых финансовых активов.NEW

16.          Закон от 27.12.2018 № 565-ФЗ об обязательном контроле при снятии наличных с банковских карт, эмитированных иностранными кредитными организациями (о проблемах с применением норм закона).

17.          Об изменениях в Гражданский Кодекс РФ (Федеральный закон от 26.07.2017 № 212-ФЗ):

- изменения по статье 807 «договор займа»

- изменения по статье 848 «отказ в совершении операции по зачислению на счет»

18.          Закон от 27.06.2018 № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств».

19.          Федеральный закон от 02.12.2019 №394-ФЗ и Федеральный закон от 01.05.2019 № 95-ФЗ «Изменения законодательных актов после принятия Закона № 90-ФЗ о ФРОМУ.

20.          Закон от 01.05.2019 № 74-ФЗ Усиление ответственности по статье 74 закона о ЦБ.

21.          Указание ЦБР от 27.02.2019 № 5085-У об изменении Положение ЦБР № 375-П (применение национальной оцени рисков при оценки рисков организации).

22.          Национальная оценка рисков ПОД/ФТ 2017-2018 годы

23.          Законопроект № 514780-7 идентификация и проверка по номеру мобильного телефона (ЕИС ПСА).

24.          Информационное письмо Банка России о документальном фиксировании результатов определения риска вовлеченности в ОД/ФТ от 19.07.2018 № ИН-014-12/48.

25.          Указания ЦБР от 17.10.2018 № 4935-У о внесении изменений в положение № 639-П.

26.          Положение Банка России от 17.10.2018 № 655-П «О порядке уведомления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями уполномоченного органа в соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (вместо Положения № 443-П).

27.          Проект изменения Положения ЦБР № 499-П (понятие представитель при ДБО) новая редакция.

28.          Указание от 17.10.2018 № 4936-У по предоставлению сведений в Росфинмониторинг (взамен Положения № 321-П и Указания 3063-У). О новациях в отношении форматов ФЭС. Новый срок вступления в силу, в соответствии с указанием от 28.03.2019 № 5108-У. О изменениях Порядка направления после совещания в Росфинмониторинге 4.07.2019 и Письма Банка России от 12.07.2019 № 014-12/63.

29.          Информационное письмо ЦБР от 12.09.2018 №ИН-014-12/61 Ответы на вопросы о механизме реабилитации клиентов.

30.          Федеральный закон № 208-ФЗ о совершенствовании ОПОК в Федеральном законе №115-ФЗ.NEW

31.          Законопроект № 582466-7 об основах контроля (надзора) в сфере применения 115-ФЗ

32.          Федеральные законы № 211-ФЗ и № 212-ФЗ О совершении законодательства РФ в связи с Законом о совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы и внесении изменений в законодательство РФ в части идентификации клиентов электронной платформы.NEW

33.          Приказ ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-2/824@«Об утверждении образца запроса налогового органа о представлении юридическим лицом информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев, структуры и формата запроса в электронной форме, структуры и формата передаваемого электронного сообщения».

34.          Законопроект №747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)» о Цифровом профиле.

35.          Закон от 18.03.2019 № 32-ФЗ по упрощению идентификации в банковских группах и холдингах. Положение Банка России от 24.10.2019 №698-П – требования к ЦПВК. Разъяснения Банка России о квалификационных требованиях и процедуре согласования ОС по ЦПВК.

36.          Закон от 18.03.2019 № 33-ФЗ по требованиям по идентификации у нотариусов, адвокатов и бухгалтеров – новые обязанности.

37.          Законопроект о блокировании МВД, ФСБ, Росфинмониторингом операций по подозрению в терроризме, экстремизме, незаконных митингах и незаконной торговле наркотиками.

38.          Указание ЦБР от 06.12.2019 № 5345-У О порядке открытия и ведения специального счета в Банке России, порядка зачисления денежных средсв на специальный счет в Банке России и порядка возврата денежных средств со специального счета в Банке России.

39.          Проект Правительства РФ Изменения в Закон № 115-ФЗ и 149-ФЗ в части внедрения процедур биометрической идентификации юр. лиц.

40.          Федеральный закон от 26.70.2019 О порядке Упрощенной идентификации в страховых организациях.

41.          Указание Банка России от11.12.2019 № 5351-У «О требованиях к кредитным организациям, которым может быть поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, а также к микрофинансовым организациям, которые могут поручать кредитным организациям проведение идентификации или упрощенной идентификации».

42.          Концепция KYC платформы Банка России.

43.          Ответы ЦБ и Росифнмониторинга об использовании ПО для ФЛК по Указанию № 4936-У.

44.          Указание ЦБР № 5305-У о внесении изменений в инструкцию № 188-И о применении штрафов по ст 74 закона о ЦБ.

45.          Письмо Банка России об особенностях оказания услуг по сбору и размещению биометрических персональных данных.

46.          Проект указания Банка России – отменяется требование о представлении ПВК по ПОД/ФТ при получении лицензии Проф. участника.

47.          Информационное письмо Банка России от 15.01.2020 № 55-7-1/28 "О расторжении договоров на финансовом рынке”.

48.          Закон от 16.12.2019 г. № 438-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 72 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части уточнения вопросов, связанных с проведением идентификации физических лиц, осуществляющих и получающих почтовые переводы денежных средств».

49.          Законопроект № 886268-7 «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»» (в части запрета установления повышенных комиссий по ПОД/ФТ).

50.          Методические рекомендации ЦБ от 12.02.2020 № 2-МР о повышенных комиссиях.

51.          Проект приказа Росфинаосторинга о порядке направления запросов в Кредитные организации (Взамен Приказа Росфинмониторинга от 23.12.2014 № 349).

52.          Законопроект «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 44 Федерального закона «О связи» в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации».

53.          Законопроект НСФР о внесении изменений в Закон № 115-ФЗ, в части обязательности разработки ЦПВК и сроков их разработки.

54.          Указание Банка России от 24.12.2019 № 5372-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части регулирования деятельности инвестиционных платформ.

55.          Информационные письма Банка России о выполнении требований Федерального закона № 115-ФЗ в период сложной эпидемиологической ситуации вызванной эпидемией COVID -19. Разъяснения Банка России по Информационным письмам №ИН-014-12/62, №ИН-014-12/68, №ИН-014-12/74.

56.          Законопроект НСФР о внесении изменений в Закон № 115-ФЗ, в части проверки личности по системе видеосвязи.

57.          Законопроект № 946734-7 О СамоСбореБиометрии.

58.          Законопроект № 948530-7 О совершенствовании механизмов отказа в совершении операции открытия счета.

59.          Указание Банка России от 06.07.2020 № 5495-У об изменении в Положение № 499-П и Положение № 444-П О порядке идентификации. NEW

60.          Проект указания Банка России «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере требований к подготовке и обучению кадров в организациях» в Указание №1485-У и №3471-У.

61.          О применении индекса взаимодействия с Росфинмониторингом.

62.          О продлении сроков регуляторных послаблений .

63.          Законопроект Росфинмониторинга о раскрытии доверительным собственником или трастом своего статуса при установлении клиентских отношений.NEW

64.          Проект изменения Указания Банка России № 375-П, в части обязательного уведомления при назначении (временном назначении) ОСа ПОД/ФТ 

II. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ: 

1.              Разъяснение по порядку применения требований законодательства:

·                Закон от 29 декабря 2015 года №407-ФЗ (УПРИД по потребительским кредитам (займам).

·                Закон от 30 декабря 2015 года №423-ФЗ (операции без идентификации физ. лиц при продаже драг. металлов, ювелирных изделий в розницу)

·                Закон от 26 июня 2015 года № 154-ФЗ (о ПРАВЕ требования СНИЛС);

·                Закон от 13 июля 2015 года №259-ФЗ (о запрете требования сделок с недвижимостью, подлежащих Гос. регистрации с клиентов);

·                Закон от 29 июня 2015 года №210-ФЗ (упрощение открытия счетов, идентификации бенефициарных владельцев клиентов-физ. лиц, идентификации выгодоприобретателей);

·                Обязательный контроль НКО (коды ОПОК 9001 и 9002). Операции гос. компаний и гос корпораций.NEW;

·                Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П (позиции регуляторов по вопросам: кого и как идентифицировать?, как проверять подлинность документов? какие анкеты и на кого нужно заполнять? как оформлять проверку по террористам? как выяснить цели открытия счета, деловую репутацию, финансовое положение физ и юр. лиц?, идентификация операций по банковским картам, обновление сведений и источники идентификации, порядок обновления сведений и др.) – Разъяснения Банка России от 31.05.2016, 22.06.2016 и 15.07.2016 и , позиции Росфинмониторинга и ФМС по отдельным вопросам, отказ в проведении операций по банковской комиссии в отношении клиента). Изменения в Положение № 499-П, в соответствии с Указанием Банка России от 20.07.2016 № 4079-У.

·                Страны повышенного риска (Разъяснения Росфинмониторинга в отношении применения страновых рисков, связанных с финансированием терроризма и Федеральным законом № 281-ФЗ.);

·                Местонахождение органа управления юридического лица;

·                Местожительства и местопребывания физического лица;

·                Проблемы с идентификацией иностранных граждан и лиц без гражданства (Недействительная миграционная карта, нужен ли патент? Удостоверение о рассмотрении ходатайства о признании беженцем, предоставление временного убежища, когда нужна виза? По каким паспортам можно въезжать в РФ и когда не нужна виза?);

·                Можно ли использовать заграничные паспорта при идентификации граждан РФ?;

·                Идентификация при выдаче банковской гарантии;

·                ОПОК 5004 Подлежит ли обязательному контролю в кредитной организации операция по переводу денежных средств из Внешэкономбанка или Почты России на счет клиента в кредитной организации?

·                ОПОК 5003 Передача по нескольким актам лизингового имущества по одному соглашению.

·                Упрощенная идентификация (УПРИД) и проверка паспортов в ФМС (какие операции можно делать с УПРИД?, какие способы УПРИД можно использовать сейчас?, как подключиться к ФМС, ФНС, ПФР, ФОМС через СМЭВ? что делать, если паспорт оказался недействительным или не значится в при проверке в ФМС?)

·                Деловая репутация и квалификационные требования при временном замещении Оса ПОД/ФТ (разъяснения ЦБ).NEW

2.              Сомнительные операции:

·                Изменение общих критериев контроля объема сомнительных операций (от Письма ЦБР 172-Т к Письму ЦБР № ИН-01-12/40.);

·                Понятие «сомнительные финансовые операции» в законодательстве РФ – Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 № 870-Р о типовом соглашении ФТС с иностранной таможенной службой.

3.              Методические рекомендации Банка России, Росфинмониторинга, ФНС по сомнительным операциям:

·                Контролируемый транзит (коды вида признака 1414 и 1813) в свете Письма Банка России от 31.12.2014 № 236-Т;

·                операции по спец. счетам платежных агентов - Методические рекомендации от 02.04.2015 9-МР;

·                использование почтовых переводов для целей обналичивания средств - Методические рекомендации ЦБР от 02.04.2015 10-МР;

·                приобретение резидентами-импортерами товаров по цене, существенно превышающей рыночную - Методические рекомендации ЦБР от 05.05.2015 12-МР (Комментарии ЦБР по порядку применения);

·                ГИБРИД вывод средств через ценные бумаги - Методические рекомендации ЦБР от 15.07.2015 17-МР и 18-МР;

·                обналичивание средств через розничную торговлю - Методические рекомендации ЦБР от 04.12.2015 35-МР

·                Письмо ФНС от 24 декабря 2015 г. N ЕД-4-222729 рекомендации по сомнительным операциям;

·                о контроле за транзитными "спящими" счетами - Методические рекомендации ЦБР от 13.04.2016 10–МР;

·                об усилении контроля за БПА - Методические рекомендации ЦБР от 14.04.2016 11-МР. Указание ЦБ от 23.12.2019 № 5365-У_о порядке контроля ОПДС за БПА.NEW

·                О порядке выявления и идентификации бенефициарных владельцев - Методические рекомендации ЦБР от 27.06.2017

4.              Особые случаи сомнительных операций:

·                «веерная» обналичка;

·                обналичивание через «поддельные решения арбитражных судов» Методические рекомендации ЦБ № 4-МР от 02.02.2017

·                Методические рекомендации ЦБ о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов от 09.02.2017 № 5-МР.;

·                обналичивание через «поддельные решения комиссий по трудовым спорам»;

·                «карусельная схема»;

·                схемы, связаные с незаконным экспортом леса.

·                Об усилении эффективности процедур реализации требований статьи 7.3 Федерального закона 115-ФЗ (ИПДЛ, ДЛМПО, РПДЛ). - Методические рекомендации ЦБР от 27.06.2017 №13-МР.

·                Уплата налогов в незначительном объеме и дополнительных критериях клиентов, совершающих сомнительные транзитные операции о контроле с помощью IP, MAC,адресов и номера SIM карты - Методические рекомендации ЦБР от 21.07.2017 №18-МР. О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (схемы уклонения от уплаты НДС) - Методические рекомендации ЦБР от 16.02.2018 5-МР (в дополнение к Методическим рекомендациям № 18-МР).

·                Об особенностях выявления сомнительных операций по обналичиванию с корпоративных карт. - Методические рекомендации ЦБР от 21.07.2017 №19-МР.

·                «Серийные» переводы наличных физ. лицами за границу Методические рекомендации 2-МР от 14.01.2019.

·                Методические рекомендации ЦБ О порядке информирования клиентов при отказе в предоставлении услуг ДБО от 12.03.2019 № 5-МР.

·                Информационное письмо Банка России от 23.03.2019 № ИН-014-12/27 О подходах к порядку определения источников происхождения средств клиентов. 

·                Информационное письмо о подходах к порядку реализации кредитными организациями права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в отношении самозанятых. 

III. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ СЕМИНАРА. 

IV. Указание Банка России от 17.10.2018г. № 4936-У: перечень показателей, включаемых в электронные сообщения, пояснения по их заполнению, технические аспекты формирования и представления информации

1. Указание Банка России от 17.10.2018 № 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (редакции Указания Банка России от 28.03.2019 № 5108-У):

- порядок формирования и направления кредитной организацией сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в виде электронного сообщения;

- перечень показателей, включаемых в электронные сообщения, и пояснения по их заполнению.

- технические аспекты формирования и представления информации;

- структура и форматы электронных документов. 

2. Ответы на вопросы.

Очный семинар

12990 руб.

Вебинар

10990 руб.
 

Актуальные изменения в законодательстве по ПОД/ФТ для кредитных организаций: комментарии регулятора и практика

22 Мая

Очный семинар

/

Вебинар

Описание

I.Обзор и анализ важных вопросов , поступающих от кредитных организаций в Банк России, по практической реализации и применению законодательства в области ПОД/ФТ. 

1.1. Вопросы совершенствования удаленной биометрической идентификации. Модернизация «отказных» полномочий кредитных организаций. Обзор последних изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ, Федеральный закон от 22.12.2020 № 446-ФЗ, Федеральный закон от 29.12.2020 № 479-ФЗ, Федеральный закон от 30.12.2020 № 536-ФЗ).

Перспективы совершенствования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (обзор проектов федеральных законов и проектов нормативных актов Банка России).

1.2. Практика реализации Федерального закона от 13.07.2020 
№ 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».

Обзор наиболее часто задаваемых вопросов кредитных организаций.

1.3. Актуализация перечня необычных операций (обзор изменений, предусмотренных Указанием Банка России от 20.10.2020 № 5599-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

1.4. Практика применения кредитными организациями Положения Банка России от 24 октября 2019 г. № 698-П «О требованиях к целевым правилам внутреннего контроля, о квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию целевых правил внутреннего контроля, и о порядке информирования организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, которые являются участниками банковской группы или банковского холдинга, о введении запрета, указанного в части второй статьи 13 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Обзор наиболее часто задаваемых вопросов кредитных организаций.

1.5. Актуальные схемы совершения сомнительных операций (операции с векселями, исполнительные листы и пр.). Анализ последних рекомендаций Банка России к организации внутреннего «противолегализационного» контроля.

1.6. Актуальная информация о создаваемом Банком России сервисе оценки комплаенс-риска клиентов кредитных организаций в рамках проекта «KYC-бюро» (проект федерального закона № 1064272-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации работы по оценке риска вовлеченности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проведение подозрительных операций и использованию этой информации»).

1.7. Анализ наиболее актуальных из числа поступивших в Банк России вопросов кредитных организаций по применению законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов Банка России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. 

2. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ).

2.1. Создание системы внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

2.2. Идентификация клиентов.

2.3. Сообщение о подозрительных операциях. Предоставление дополнительной информации по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу России.

2.4. Хранение документов.

2.5. Подготовка персонала.

2.6. Распространенные заблуждения и характерные ошибки. 

3. Практика создания и функционирования системы внутреннего контроля кредитных организаций в целях ПОД/ФТ.

3.1. Правила и программы внутреннего контроля.

3.2. Взаимодействие ответственного сотрудника со структурными подразделениями кредитной организации.

3.3. Взаимодействие с обособленными структурными подразделениями кредитной организации.

3.4. Разделение клиентов на различные группы с точки зрения риска осуществления операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

3.5. Изучение клиентов.

3.6. Характерные проблемы.


Очный семинар

12990 руб.

Вебинар

10990 руб.
 
Отзывы о семинаре
Интересный, полезный в рамках повышения квалификации по ПОД/ФТ.

Начальник СЭБ

БАНК "МСКБ" (АО)
Все прекрасно, организация мероприятия на высоком уровне.

Руководитель СВК

ООО КБ Альба Альянс
Понравилась программа, доклады лекторов, их взаимодействие с аудиторией и конечно организация и отношение непосредственно самим ИБД АРБ.

Начальник СЭБ

БАНК "МСКБ" (АО)
Получено много информации необходимой в работе, позволяющий совершенствовать организацию работы по ПОД/ФТ в банке.  

Главный специалист

Центрально-Черноземный ПАО Сбербанк
Порадовало, что некоторые докладчики обеспечили аудиторию раздаточным материалом, ссылками на архивы с материалом. Понравилась подача материалов в форме наглядных, структурированных презентаций.

Старший специалист отдела финансового мониторинга

АО "Данске банк"
Не нашли интересующую тему семинара? Предложите свою!