Курс повышения квалификации: Комплексный подход в работе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
21—23 мая
Очный семинар
/Вебинар
Описание
Анонс программы повышения квалификации в области:
«Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в коммерческом банке».
Курс объединяет все актуальные аспекты работы в области по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Данная программа – это уникальная возможность ознакомиться с опытом работы лучших экспертов.
Вы получите информацию о всех последних изменениях и нововведениях от Банка России, Уполномоченного органа - Росфинмониторинга и ведущих экспертов в области ПОД/ФТ и ФРОМ.
Раздаточный материал представляет собой систематизированный полный перечень всех действующих на момент проведения семинара федеральных законов, подзаконных актов различных министерств и ведомств, нормативных актов регулятора и ФСФМ РФ. Его удобно использовать специалистам соответствующих служб в своей практической работе.
Программа включает в себя отдельные сессии (модули).
ПРОГРАММА
1 МОДУЛЬ: «Изменения в системе регулирования ПОД/ФТ кредитных организаций: комментарии регулятора. Правовая база деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг по ПОД/ФТ».
Стоимость участия в 1 МОДУЛЕ составляет 10 990 руб.
I.Особенности деятельности кредитных организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в области ПОД/ФТ.
Международная система ПО:
- Д/ФТ, международные стандарты.
- Национальная система ПОД/ФТ.
- Угрозы финансовой системе РФ с точки зрения ОД/ФТ.
- Изменения в законодательстве о ПОД/ФТ.
- Риски ОД/ФТ на рынке ценных бумаг, теневой оборот на РЦБ.
- Риски вовлечения кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг в сомнительные операции.
- Критерии и признаки сомнительных операций.
- Типологии и схемы на рынке ценных бумаг (структуры, операции, примеры схем);
- Надзор в сфере ПОД/ФТ.
Ответы на вопросы.
NEW II. Обзор последних (на дату семинара) изменений в законодательстве в сфере ПОД/ФТ.
1. Обзор последних (на дату семинара) изменений в законодательстве в сфере ПОД/ФТ. Перспективы дальнейшего совершенствования законодательства в области ПОД/ФТ (обзор проектов федеральных законов и проектов нормативных актов Банка России).
2. Специальные экономические меры и Указы Президента Российской Федерации (Федеральный закон от 04.08.2023 № 422-ФЗ, Указы Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95, от 18.03.2022 № 126, от 04.05.2022 № 254, от 08.08.2022 № 529, от 15.10.2022 № 737 и др, письмо Банка России от 11.10.2023 № 08-12-4/9620).
3. Информационные письма Банка России от 27.12.2023 № ИН-08-12/69 и от 09.01.2024 № ИН-03-12/1, проекты других информационных писем Банка России.
4. Практика применения «противолегализационных» полномочий кредитных организаций в рамках Федерального закона от 29.12.2022 № 624-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
5. Практика применения Федерального закона от 10.07.2023 № 308-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»».
6. Проблематика проверки действительности паспортов с использованием СМЭВ.
7. Практика применения актов Росфинмониторинга (Приказ от 29.11.2022 № 297, Приказ от 13.03.2023 № 52, информационное письмо от 20.09.2023 № 67).
8. Актуальные вопросы функционирования платформы ЗСК, обзор наиболее часто задаваемых вопросов кредитных организаций.
Обзор иных актуальных вопросов реализации Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
2 МОДУЛЬ: «Изменения в области ПОД/ФТ для кредитных организаций: комментарии Банка России и Федеральной службы по финансовому мониторингу».
Стоимость участия в 2 МОДУЛЕ составляет 10 990 руб.
I. Программа состоит из рекомендаций Представителя Федеральной службы по финансовому мониторингу по заполнению отдельных показателей ФЭС в соответствии с правилами составления кредитными организациями в электронном формате сведений и информации. предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Выявление бенефициарных владельцев юридических лиц.
Комментарии Банка России к:
I. В сфере законодательства комментарии к:
- Федеральному закону от 21.04.2025 № 81-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (изменения в части обязательного контроля, вступают в силу 21.07.2025);
- Федеральному закону от 21.04.2025 № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (изменения в части обязательного контроля, вступают в силу 20.08.2025);
- Федеральному закону от 07.04.2025 № 67-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (изменения в части идентификации, об экспериментальных правовых режимах, вступил в силу 18.04.2025);
- Федеральному закону от 29.05.2024 № 122-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 10 Федерального закона «О национальной платежной системе» (вступает в силу 30.05.2025);
- Федеральному закону от 08.08.2024 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 05.02.2025);
- Федеральному закону от 28.12.2024 № 522-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части дополнения закона положениями о противодействии экстремистской деятельности и рядом других норм, вступает в силу с 01.06.2025);
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 521-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 08.01.2025);
- Федеральному закону от 22.07.2024 № 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- Федеральному закону от 11.03.2024 № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
II. В сфере подзаконных актов и информационных писем по ПОД/ФТ комментарии к:
- Приказу Росфинмониторинга от 27.12.2024 № 357 «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» принятых Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма решений» (действует с 11.02.2025);
- Положению Банка России от 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях ПОД/ФТ» (с учетом внесенных изменений);
- Указанию Банка России от 15.07.2021 № 5861-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7 и 7.5 Федерального закона «О противодействии …» и Правилам составления и представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом (версия форматов 2.1) (с учетом изменений);
- Приказу Росфинмониторинга от 13.03.2023 № 52 «Об определении подлежащей обязательному контролю операции с денежными средствами», а также по иным операциям, подлежащим обязательному контролю, определенным в соответствии с пунктом 1.9 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ («гибкие ОПОК» – операции обязательного контроля, определенные уполномоченным органом или уполномоченным органом по согласованию с Банком России);
- Указанию Банка России от 05.04.2024 № 6712-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 17 октября 2018 года № 655-П» (вступил в силу 01.04.2025).
III. Комментарии по блокам вопросов в сфере ПОД/ФТ (с учетом практики применения законодательства по ПОД/ФТ по данным блокам):
- о направлении сведений в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю (по кодам вида операции 6102-6125, 9003/9004, 8002, 5016, 1010/1011, 1009, 4005/4006, 4007, 4008, 5007 и иным), с предоставлением презентации для слушателей;
- об исполнении требований законодательства по идентификации (обновлению идентификации) клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях ПОД/ФТ;
- об исполнении требований по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверок наличия среди своих клиентов фигурантов перечней террористов/перечней ООН/Решений;
- о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций в сфере ПОД/ФТ;
- о применении мер к кредитным организациям и должностным лицам кредитных организаций за нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ;
- иные вопросы практического применения Федерального закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ.
Ответы на вопросы.
3 МОДУЛЬ: Актуальные вопросы деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для кредитных организаций.
Стоимость участия в 3 МОДУЛЕ составляет 16 990 руб.
I. НОВАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
1. Законопроект о блокировании МВД, ФСБ, Росфинмониторингом операций по подозрению в терроризме, экстремизме, незаконных митингах и незаконной торговле наркотиками.
2. Федеральный закон от 16.04.2022г. № 112-ФЗ О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (в части уточнения порядка взимания кредитной организацией комиссионного вознаграждения по отдельным операциям).
3. Указание Банка России от 06.07.2020 № 5496-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере требований к подготовке и обучению кадров в организациях» в Указание №1485-У и №3471-У.
3.1. Разъяснения Банка России в части применения норм Федерального закона № 355-ФЗ.
3.2. Постановление Правительства РФ от 31.08.2021 № 1456 «Об утверждении Правил ведения перечня иностранных банков, оказывающих услуги по приему платежей с использованием платежных карт лицам, включенным в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, и (или) лицам, включенным в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, и состава информации, включаемой в указанный перечень».
3.3. Постановление Правительства РФ от 12.10.2021 № 1733 «Об утверждении Правил ведения перечня иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, и состава информации, включаемой в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр».
3.4. Постановление Правительства РФ от 12.10.2021 № 1743 «О порядке доведения до сведения кредитных организаций информации, включаемой в перечни лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, перечень организаторов азартных игр и перечень операторов лотерей и распространителей, доведения до сведения платежных агентов, операторов связи и операторов почтовой связи информации, включаемой в перечни лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, перечень организаторов азартных игр и перечень операторов лотерей и распространителей, об определении официального периодического издания, осуществляющего публикацию сведений о лицах, включенных в перечни лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, и перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. № 487.
4. Федеральный закон от 16.02.2022 № 8-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». (Санкции за нарушение закона № 355-ФЗ).
4.1. Законопроект № 158779-8 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части механизма получения банками Единого реестра Роскомнадзора.
5. Положение Банка России от 15.07.2021 № 764-П «О порядке, сроках и объеме доведения Банком России до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Банк России, информации, полученной от уполномоченного органа в соответствии с пунктом 13.2 статьи 7 указанного Федерального закона» (взамен Положение 639-П).
6. Федеральный закон от 21.12.2021 № 423-ФЗ О платформе ЗСК.
7. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29.11.2022 № 297 "Об утверждении Особенностей исчисления времени для целей исполнения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанностей по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и отмене данных мер».
8. Информационное письмо Росфинмониторинга от 20.09.2023 № 67 "О применении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и лицами, указанными в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
9. Ответ Росфинмониторинга о порядке применения несодержательных изменений в перечни СБ ООН.
10. Законопроект № 1059288-7 «О внесении изменений в статью 75 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Федеральный закон «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 761 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (в части наделения Банка России полномочием по установлению дополнительных требований к методологии кредитного рейтингового агентства).
11. Законопроект № 625978-8 О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 15-5 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в части дистанционного открытия счетов эскроу.
12. Федеральный закон от 08.08.2024 № 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", (в части совершенствования механизмов участия нотариусов в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма).
13. Законопроект № 451230-8 «О внесении изменений в статьи 59-1 и 91-1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», в части расширения перечня условий совершения исполнительной надписи, а также уточнения правил удостоверения медиативных соглашений.
14. Приказ Росфинмониторинга от 13.03.2023 № 52 "Об определении подлежащей обязательному контролю операции с денежными средствами" (Гибкий ОПОК» расчеты с бюджетными средствами).
15. Приказ Росфинмониторинга от 26.04.2023 № 94 «Об определении подлежащей обязательному контролю операции с имуществом» (Гибкий ОПОК» возвратный лизинг).
16. Ответ Банка России на обращение НСФР о неприменении мер воздействия за нарушения требований действующего законодательства при использовании ресурсов МВД России для проверки действительности паспорта.
17. Законопроект № 658358-8 «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (появится обязанность проверять клиентов – ЮЛ и ИП еще по одному списку - ДМДК).
18. Федеральный закон от 22.07.2024 № 210 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части совершенствования обязательного контроля при идентификации клиентов – физических лиц при осуществлении платежей за ЖКУ. Ответ Банка России по коллизии Закона № 210-ФЗ в части проведения УПРИД без ИНН и обязанности включения сведений об ИНН ФЛ при переводах ФЛ БОС, когда проводится идентификация или УПРИД.
19. Верховный суд РФ разрешил идентификацию по загранпаспорту.
20. Федеральный закон от 11.03.2024 № 45-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части развития системы совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы).
21. Законопроект № 576830-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 20 Федерального закона «О банках и банковский деятельности» в связи с внедрением цифрового рубля». Изменение Концепции Законопроекта. Что придется делать кредитным организациям, в какие сроки?
22. Проект Указания Банка России «О порядке представления кредитными организациями, в том числе являющимися участниками платформы цифрового рубля, в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 и 7.11 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части ОПОК операций с Цифровым Рублем.
23. Стандарт Банка России СТО БР БФБО-1.8-2024 «Безопасность финансовых (банковских) операций. Обеспечение безопасности финансовых сервисов при проведении дистанционной идентификации и аутентификации. Состав мер защиты информации».
24. Законопроект № 588441-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части квалификационных требований и требований к деловой репутации должностных лиц финансовой организации)».
25. Проект положения Банка России «О требованиях к заявлениям, предусмотренным абзацем первым пункта 135 статьи 7 и пунктами 1 и 12 статьи 78 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией таких заявлений и документов и (или) сведений, представленных заявителями, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения, а также порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении.
26. Информационное письмо Банка России от 16.04.2024 № ИН-03-25/27 "Об устранении (прекращении) последствий контрольных мероприятий Банка России" (удаление персональных данных после проверки).
27. Указание Банка России от 28.06.2024 № 6792-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам требований к идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
28. Законопроект № 619411-8 «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части исключения из ОПОК операций НКО капремонта.
29. Постановление Правительства РФ от 04.05.2024 № 574 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 209".
30. NEW Информационное письмо Банка России от 15.05.2024 № ИН-08-12/31 Об усилении контроля кредитных организаций за деятельностью привлекаемых ими банковских платежных агентов.
31. Указание Банка России от 05.04.2024 № 6712-У O внесении изменений в Положение Банка России от 17 октября 2018 года № б55-П.
32. Федеральный закон от 29.05.2024 № 122-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 10 Федерального закона "О национальной платежной системе", о максимальной сумме перевода БОС с УПРИД.
33. Федеральный закон от 28.12.2024 № 522-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
34. Федеральный закон от 28.02.2025 № 15-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части противодействия экстремизму).
35. Указание Банка России от 23.09.2024 № 6853-У «О требованиях к заявлению, предусмотренному абзацем вторым пункта 1.1 статьи 7.8 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и порядке его рассмотрения Банком России».
36. Совмещение деятельности кредитной организации и лизинговой компании.
37. Информационное письмо Банка России от 05.08.2024 № ИН-08-12/43 Об использовании информационного ресурса в целях проверки действительности паспортов граждан Российской Федерации.
38. Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
39. Приказ Росфинмониторинга от 23.10.2024 № 275 "О внесении изменений в пункт 1 Особенностей исчисления времени для целей исполнения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанностей по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и отмене данных мер, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29 ноября 2022 г. № 297.
40. Указание Банка России от 19.12.2024 № 6966-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 25 декабря 2017 года № 4662-У».
41. NEW Федеральный закон от 07.04.2025 № 67-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в части установления ЭПР для видеоподтверждения личного присутствия при проведении идентификации.
42. Постановление Правительства РФ от 05.11.2024 № 1485 "Об утверждении Правил перевода фамилий и имен, содержащихся в документах, удостоверяющих личность иностранных граждан и лиц без гражданства, с латинского написания на кириллическое написание".
43. Нужна ли идентификация по Федеральному закону № 115-ФЗ при оплате услуг связи по Федеральному закону № 303-ФЗ?
44. Федеральный закон от 28.12.2024 № 520-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в части ограничений на операции иностранных агентов.
45. Постановление Правительства РФ от 26.02.2025 № 226 «Об определении порядка уведомления.
46. Постановление Правительства РФ от 26.02.2025 № 227 "О случае списания денежных средств со специального счета иностранного агента" об открытии специального счета иностранного агента».
47. Распоряжение Правительства РФ от 26.02.2025 № 446-р «Об определении уполномоченного банка в соответствии с частью 18 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
48. Проект Росфинмониторинга Федерального закона О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части введения ретроспективного анализа ОПОК по перечню ТЭ.
49. Указ Президента РФ от 14.11.2024 № 974 "О государственных должностях Российской Федерации".
50. Информационное письмо Банка России от 26.11.2024 № ИН-08-12/59 О неприменении к кредитным организациям мер за несоблюдение порядка и сроков представления в Росфинмониторинг информации в форме расширенной выписки.
51. Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 54 Федерального закона «О связи» (внесен Минцифры России), в части внедрения механизма временной внесудебной блокировки банковских счетов (вкладов, депозитов), электронных денежных средств, авансовых платежей за услуги связи при наличии оснований полагать, что они использовались в преступной деятельности.
52. Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (внесен МВД России), в части наложения ареста на имущество.
53. Федеральный закон от 28.12.2024 № 521-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части каналов оказания услуг с использованием биометрической идентификации и использования банками УНЭП «Госключ».
54. Законопроект Росфинмониторинга «О внесении изменений в статьи 3 и 9 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части восполнение отсутствующих сведений о переводах денежных средств, совершаемых с использованием СБП.
55. Федеральный закон от 28.12.2024 № 512-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации".
56. Федеральный закон от 08.08.2024 № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части режимы высылки и блокированию счетов иностранных граждан (Контролируемые лица).
57. Постановление Правительства РФ от 06.12.2024 № 1732 "Об утверждении Правил размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений об иностранном гражданине или лице без гражданства, содержащихся в реестре контролируемых лиц, включая состав размещаемых сведений".
58. Постановление Правительства РФ от 26.12.2024 № 1899 "О реестре контролируемых лиц".
59. Законопроект № 825952-8 «О внесении изменений в статью 7-4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части противодействия диверсионной деятельности.
60. Проект положения Банка России «О требованиях к заявлениям (в том числе к содержанию включаемых в них сведений), предусмотренным абзацем первым пункта 135 статьи 7, пунктами 1 и 12 статьи 78 и пунктом 4 статьи 714 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», перечне прилагаемых к ним документов, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией, созданной при Банке России, таких заявлений, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения, а также порядке сообщения межведомственной комиссией, созданной при Банке России, о принятом решении», в части оспаривания отказов по Платформе Цифрового рубля при наличии высокого риска в Платформе ЗСК.
61. Проект Положения Банка России «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и экстремистской деятельности» (взамен Положения 375-П).
62. Проект положения Банка России «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и экстремистской деятельности» (взамен Положения 445-П).
63. Законопроект № 876963-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федеральный закон "О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (приостановление операций физ. лиц, находящихся в розыске).
64. NEW Информационное сообщение от 31.03.2025 года о повышении внимания организаций – участников антиотмывочной системы к вопросам противодействия финансированию терроризма, экстремистской деятельности и распространения оружия массового уничтожения.
65. NEW Информационное письмо Банка России от 02.04.2025 № ИН-010-31/77 о порядке осуществления контроля за операциями иноагентов (Закон № 255-ФЗ).
II. Разъяснения по порядку применения норма законодательства о ПОД/ФТ.
1. Можно ли подписывать договоры с клиентом электронной подписью?
2. Письмо от 26.11.2021 ДФМиВК ЦБ №12-4-2/5981 О заполнении отдельных полей ФЭС.
3. О рисках операций с виртуальной валютой.
4. Аспекты проведения проверки личного присутствия.
5. Использование простой электронной подписи при заключении договоров на финансовые услуги в т.ч. открытие счета.
6. Открытие счета через представителя (2 доверенности).
7. Обновление информации (легкий способ).
8. Ответ Банка России об определении даты выявления подозрительной деятельности.
9. Ответ Банка России о процедурах получения согласия субъекта кредитной истории для БКИ и идентификации.
10. Ответ Банка России о реквизитах плательщика в случае наследования имущества ИП.
11. Разъяснения Росфинмониторинга о порядке применения Федерального закона 28.06.2022 от №219-ФЗ.
12. Ответ МВД по порядку проверке Паспорта Гражданина РФ в Сервисном концентраторе МВД в СМЭВ. Ответ ЦБ № 016-13/61 на запрос № НСФР-02/1-1175 О планируемых ограничениях доступа кредитных организации к виду сведений МВД России «Проверка действительности паспорта для банков» в СМЭВ.
13. Ответ Банка России от 24.03.2021 №13-2-2/62 на запрос от 24.02.2021 № НСФР-02/1-77 О применении Федерального закона от 29.12.2020 № 479-ФЗ.
14. Ответ Банка России от 08.11.2022 № 12-4-2/9882 на запрос от 27.05.2022 № НСФР-02/1-280 о порядке определения кода валютной операции.
15. Ответ Росфинмониторинга от 21.02.2023 О применении пункта 14-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в части операций физических лиц со слитками из драгоценных металлов.
16. Ответ Банка России о порядке заполнения "места рождения" в форматах сообщений по Положению №600-П и Положению №407-П.
17. Ответ Банка России применяют ли Закон № 115-ФЗ организации с лицензией Спец. Депозитария. Нужно ли идентифицировать владельцев инвестиционных паев.
18. Ответ Банка России о порядке направления совокупности подозрительных операций.
19. Ответ Банка России по вопросу идентификации выгодоприобретателей при операциях через СБП (С2С и С2G).
20. Ответ Банка России об использовании сервисов СМЭВ при проверке паспортов Граждан РФ.
21. Постановление Правительства РФ от 13.09.2023 N 1489 "О внесении изменения в пункт 10 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям".
22. Ответ Росфинмониторинга на запрос о дальнейшем совершенствовании запросов и ответов по Положению № 600-П в отношении ОД/ФТ.
23. О заполнении таблицы 2.4 «Адрес» Правил направления ФЭС по Указанию ЦБ № 5861-У.
24. Ответ Банка России об идентификации должника - цессионарием по договору займа.
25. Ответ Банка России на вопрос о возможности для российской кредитной организации выступать посредником при открытии счета гражданина РФ в иностранном банке.
26. Ответ Банка России от 18.03.2024 «О порядке осуществления идентификации кредитными организациями, являющимися операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов».
27. Ответ Банка России о квалификации ОПОК по операциям НКО по оплате коммунальных расходов за нежилое помещение.
28. Информационное письмо Банка России об особенностях применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ при исполнении исполнительных документов.
29. Определение Верховного Суда РФ и неприменении практики отказов в совершении операций в отношении исполнительного документа, являющегося судебным актом.
30. Ответ Банка России о возможности применения ограничений на проведение операций по Закону № 482-ФЗ (переводы сам себе до 30 млн руб. me2me).
31. Ответ Банка России №12-4-2/5759 на № НСФР-02/1-508 О порядке выявления бенефициарных владельцев экономически значимого общества (ЭЗО по Указу Президента РФ №73).
32. Как проверить добросовестность бизнеса в Платформе ЗСК? (Указания Банка России от 28.06.2023 «О составе информации об отнесении юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления), (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций и порядка доступа к указанной информации»).
33. Мнение Банка России о правомерности требования информации об ОС ПОД/ФТ при установлении отношений с организацией финансового рынка.
34. Можно ли заполнять поле ЭСП номером мобильного телефона?
35. Порядок заполнения показателей ФЭС если отсутствует БИК.
36. О порядке исчисления, предусмотренного пунктом 13.1 статьи 7 Закона №115-ФЗ срока на представление сведений в Росфинмониторинг о расторжении договора банковского счета (вклада) по инициативе кредитной организации по основаниям, указанным в пункте 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
37. Разъяснения Банка России о порядке работы с «объединениями» в Перечне террористов/экстремистов.
38. Позиция Банка России датах начала и окончания срока действия права пребывания (проживания) клиента в Российской Федерации.
39. Ответы Банка России – операции, подлежащие обязательному контролю с ЦФА.
40. Ответ Банка России на вопросы о применении ограничений в отношении Контролируемых лиц (Закон № 260-ФЗ).
41. Ответы Банка России на вопросы применения формата «расширенной выписки» при подготовке ответов на запросы Росфинмониторинга.
42. О правомерности квалификации в качестве подлежащих обязательному контролю операций российской страховой организации по осуществлению выплаты и получению перестраховочной премии по договору перестрахования, заключенному с иностранной страховой организацией, зарегистрированной в Иране (КОД ОПОК 3001).
43. О заполнении показателя 43 «Идентификатор ЭСП плательщика» таблицы 3.2 Правил составления ФЭС при операциях СБП по ДБО и через СБПпэй.
44. Подлежит ли обязательному контролю выплата купонного дохода по ЦФА?
45. О применении мер по замораживанию (блокированию) страховыми организациями.
46. О правомерности отнесения отдельных документов к числу документов, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.
47. NEW Информационное письмо Банка России от 04.04.2025 № ИН-08-43/78 о применении Методических рекомендаций № 12-МР и № 13-МР.
48. NEW письмо Росфинмониторинга от 28.03.2025 № 01-01-33/8549 "О рассмотрении обращения" ОПОК по принудительному изъятию земельного участка.
49. NEW О возможность не включения в ПВК по ПОД/ФТ/ЭД деятельности, которую фактически не выполняет финансовая организация.
III. Типологии подозрительных и сомнительных операций.
1. Методические рекомендации Банка России от 29.02.2024 № 4-МР «Об усилении контроля за отдельными операциями клиентов физических лиц».
2. Информационное письмо от 29.02.2024 № ИН-08-12/18 «О рисках совершения операций с цифровыми валютами и рекомендациях финансовым организациям исключить предложение услуг, предусматривающих совершение таких операций».
3. Методические рекомендации Банка России от 27.04.2024 № 9-МР.
4. Информационное письмо от 05.06.2024 № ИН-08-12/35 «Об информировании клиентов о применяемых ограничениях».
5. Методические рекомендации ЦБ № 21-МР. Завладение соц. помощью.
6. Схема использования аккредитивов при сделках с недвижимостью.
7. Компании-клоны.
8. Операции, связанные с иностранными агентами.
IV. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ СЕМИНАРА.
V. Указание Банка России от 15.07.2021 № 5861-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7 и 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (до 01.09.2021 Указание Банка России № 4936-У):
- порядок формирования и направления кредитной организацией сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в виде электронного сообщения;
- перечень показателей, включаемых в электронные сообщения, и пояснения по их заполнению.
- технические аспекты формирования и представления информации;
- структура и форматы электронных документов.
2. Положение Банка России от 15.07.2021 № 764-П: «О порядке, сроках и объеме доведения Банком России до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Банк России, информации, полученной от уполномоченного органа в соответствии с пунктом 13.2 статьи 7 указанного Федерального закона» (до 01.09.2021 Положение Банка России № 639-П):
- Состав сведений, входящих в объем информации, доводимой Банком России в виде электронного сообщения до кредитных организаций на основании пункта 13.3 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», структура уведомления Банка России о принятии (непринятии) электронного сообщения.
VI. Ответы на вопросы.
Очный семинар
32990 руб.Вебинар
32990 руб.Изменения в системе регулирования ПОД/ФТ кредитных организаций: комментарии регулятора. Правовая база деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг по ПОД/ФТ
21 мая
Очный семинар
/Вебинар
Описание
I.Особенности деятельности кредитных организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в области ПОД/ФТ.
Международная система ПО:
- Д/ФТ, международные стандарты.
- Национальная система ПОД/ФТ.
- Угрозы финансовой системе РФ с точки зрения ОД/ФТ.
- Изменения в законодательстве о ПОД/ФТ.
- Риски ОД/ФТ на рынке ценных бумаг, теневой оборот на РЦБ.
- Риски вовлечения кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг в сомнительные операции.
- Критерии и признаки сомнительных операций.
- Типологии и схемы на рынке ценных бумаг (структуры, операции, примеры схем);
- Надзор в сфере ПОД/ФТ.
Ответы на вопросы.
NEW II. Обзор последних (на дату семинара) изменений в законодательстве в сфере ПОД/ФТ.
1. Обзор последних (на дату семинара) изменений в законодательстве в сфере ПОД/ФТ. Перспективы дальнейшего совершенствования законодательства в области ПОД/ФТ (обзор проектов федеральных законов и проектов нормативных актов Банка России).
2. Специальные экономические меры и Указы Президента Российской Федерации (Федеральный закон от 04.08.2023 № 422-ФЗ, Указы Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95, от 18.03.2022 № 126, от 04.05.2022 № 254, от 08.08.2022 № 529, от 15.10.2022 № 737 и др, письмо Банка России от 11.10.2023 № 08-12-4/9620).
3. Информационные письма Банка России от 27.12.2023 № ИН-08-12/69 и от 09.01.2024 № ИН-03-12/1, проекты других информационных писем Банка России.
4. Практика применения «противолегализационных» полномочий кредитных организаций в рамках Федерального закона от 29.12.2022 № 624-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
5. Практика применения Федерального закона от 10.07.2023 № 308-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»».
6. Проблематика проверки действительности паспортов с использованием СМЭВ.
7. Практика применения актов Росфинмониторинга (Приказ от 29.11.2022 № 297, Приказ от 13.03.2023 № 52, информационное письмо от 20.09.2023 № 67).
8. Актуальные вопросы функционирования платформы ЗСК, обзор наиболее часто задаваемых вопросов кредитных организаций.
Обзор иных актуальных вопросов реализации Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
Очный семинар
10990 руб.Вебинар
10990 руб.Изменения в области ПОД/ФТ для кредитных организаций: комментарии Банка России и Федеральной службы по финансовому мониторингу
22 мая
Очный семинар
/Вебинар
Описание
I. Программа состоит из рекомендаций Представителя Федеральной службы по финансовому мониторингу по заполнению отдельных показателей ФЭС в соответствии с правилами составления кредитными организациями в электронном формате сведений и информации. предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
II. Комментарии Банка России в сфере законодательства к:
I. В сфере законодательства комментарии к:
- Федеральному закону от 21.04.2025 № 81-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (изменения в части обязательного контроля, вступают в силу 21.07.2025);
- Федеральному закону от 21.04.2025 № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (изменения в части обязательного контроля, вступают в силу 20.08.2025);
- Федеральному закону от 07.04.2025 № 67-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (изменения в части идентификации, об экспериментальных правовых режимах, вступил в силу 18.04.2025);
- Федеральному закону от 29.05.2024 № 122-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 10 Федерального закона «О национальной платежной системе» (вступает в силу 30.05.2025);
- Федеральному закону от 08.08.2024 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 05.02.2025);
- Федеральному закону от 28.12.2024 № 522-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части дополнения закона положениями о противодействии экстремистской деятельности и рядом других норм, вступает в силу с 01.06.2025);
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 521-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 08.01.2025);
- Федеральному закону от 22.07.2024 № 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- Федеральному закону от 11.03.2024 № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
II. В сфере подзаконных актов и информационных писем по ПОД/ФТ комментарии к:
- Приказу Росфинмониторинга от 27.12.2024 № 357 «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» принятых Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма решений» (действует с 11.02.2025);
- Положению Банка России от 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях ПОД/ФТ» (с учетом внесенных изменений);
- Указанию Банка России от 15.07.2021 № 5861-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7 и 7.5 Федерального закона «О противодействии …» и Правилам составления и представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом (версия форматов 2.1) (с учетом изменений);
- Приказу Росфинмониторинга от 13.03.2023 № 52 «Об определении подлежащей обязательному контролю операции с денежными средствами», а также по иным операциям, подлежащим обязательному контролю, определенным в соответствии с пунктом 1.9 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ («гибкие ОПОК» – операции обязательного контроля, определенные уполномоченным органом или уполномоченным органом по согласованию с Банком России);
- Указанию Банка России от 05.04.2024 № 6712-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 17 октября 2018 года № 655-П» (вступил в силу 01.04.2025).
III. Комментарии по блокам вопросов в сфере ПОД/ФТ (с учетом практики применения законодательства по ПОД/ФТ по данным блокам):
- о направлении сведений в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю (по кодам вида операции 6102-6125, 9003/9004, 8002, 5016, 1010/1011, 1009, 4005/4006, 4007, 4008, 5007 и иным), с предоставлением презентации для слушателей;
- об исполнении требований законодательства по идентификации (обновлению идентификации) клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях ПОД/ФТ;
- об исполнении требований по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверок наличия среди своих клиентов фигурантов перечней террористов/перечней ООН/Решений;
- о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций в сфере ПОД/ФТ;
- о применении мер к кредитным организациям и должностным лицам кредитных организаций за нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ;
- иные вопросы практического применения Федерального закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ.
Ответы на вопросы.
Очный семинар
10990 руб.Вебинар
10990 руб.Актуальные вопросы деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для кредитных организаций
23 мая
Очный семинар
/Вебинар
Описание
I. НОВАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
Внимание!
Раздаточный материал представляет собой систематизированный полный перечень всех действующих на момент проведения семинара федеральных законов, подзаконных актов различных министерств и ведомств, нормативных актов регулятора и ФСФМ РФ. Его удобно использовать специалистам соответствующих служб в своей практической работе.
1. Законопроект о блокировании МВД, ФСБ, Росфинмониторингом операций по подозрению в терроризме, экстремизме, незаконных митингах и незаконной торговле наркотиками.
2. Федеральный закон от 16.04.2022г. № 112-ФЗ О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (в части уточнения порядка взимания кредитной организацией комиссионного вознаграждения по отдельным операциям).
3. Указание Банка России от 06.07.2020 № 5496-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере требований к подготовке и обучению кадров в организациях» в Указание №1485-У и №3471-У.
3.1. Разъяснения Банка России в части применения норм Федерального закона № 355-ФЗ.
3.2. Постановление Правительства РФ от 31.08.2021 № 1456 «Об утверждении Правил ведения перечня иностранных банков, оказывающих услуги по приему платежей с использованием платежных карт лицам, включенным в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, и (или) лицам, включенным в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, и состава информации, включаемой в указанный перечень».
3.3. Постановление Правительства РФ от 12.10.2021 № 1733 «Об утверждении Правил ведения перечня иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, и состава информации, включаемой в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр».
3.4. Постановление Правительства РФ от 12.10.2021 № 1743 «О порядке доведения до сведения кредитных организаций информации, включаемой в перечни лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, перечень организаторов азартных игр и перечень операторов лотерей и распространителей, доведения до сведения платежных агентов, операторов связи и операторов почтовой связи информации, включаемой в перечни лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, перечень организаторов азартных игр и перечень операторов лотерей и распространителей, об определении официального периодического издания, осуществляющего публикацию сведений о лицах, включенных в перечни лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, и перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. № 487.
4. Федеральный закон от 16.02.2022 № 8-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». (Санкции за нарушение закона № 355-ФЗ).
4.1. Законопроект № 158779-8 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части механизма получения банками Единого реестра Роскомнадзора.
5. Положение Банка России от 15.07.2021 № 764-П «О порядке, сроках и объеме доведения Банком России до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Банк России, информации, полученной от уполномоченного органа в соответствии с пунктом 13.2 статьи 7 указанного Федерального закона» (взамен Положение 639-П).
6. Федеральный закон от 21.12.2021 № 423-ФЗ О платформе ЗСК.
7. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29.11.2022 № 297 "Об утверждении Особенностей исчисления времени для целей исполнения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанностей по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и отмене данных мер».
8. Информационное письмо Росфинмониторинга от 20.09.2023 № 67 "О применении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и лицами, указанными в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
9. Ответ Росфинмониторинга о порядке применения несодержательных изменений в перечни СБ ООН.
10. Законопроект № 1059288-7 «О внесении изменений в статью 75 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Федеральный закон «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 761 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (в части наделения Банка России полномочием по установлению дополнительных требований к методологии кредитного рейтингового агентства).
11. Законопроект № 625978-8 О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 15-5 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в части дистанционного открытия счетов эскроу.
12. Федеральный закон от 08.08.2024 № 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", (в части совершенствования механизмов участия нотариусов в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма).
13. Законопроект № 451230-8 «О внесении изменений в статьи 59-1 и 91-1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», в части расширения перечня условий совершения исполнительной надписи, а также уточнения правил удостоверения медиативных соглашений.
14. Приказ Росфинмониторинга от 13.03.2023 № 52 "Об определении подлежащей обязательному контролю операции с денежными средствами" (Гибкий ОПОК» расчеты с бюджетными средствами).
15. Приказ Росфинмониторинга от 26.04.2023 № 94 «Об определении подлежащей обязательному контролю операции с имуществом» (Гибкий ОПОК» возвратный лизинг).
16. Ответ Банка России на обращение НСФР о неприменении мер воздействия за нарушения требований действующего законодательства при использовании ресурсов МВД России для проверки действительности паспорта.
17. Законопроект № 658358-8 «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (появится обязанность проверять клиентов – ЮЛ и ИП еще по одному списку - ДМДК).
18. Федеральный закон от 22.07.2024 № 210 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части совершенствования обязательного контроля при идентификации клиентов – физических лиц при осуществлении платежей за ЖКУ. Ответ Банка России по коллизии Закона № 210-ФЗ в части проведения УПРИД без ИНН и обязанности включения сведений об ИНН ФЛ при переводах ФЛ БОС, когда проводится идентификация или УПРИД.
19. Верховный суд РФ разрешил идентификацию по загранпаспорту.
20. Федеральный закон от 11.03.2024 № 45-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части развития системы совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы).
21. Законопроект № 576830-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 20 Федерального закона «О банках и банковский деятельности» в связи с внедрением цифрового рубля». Изменение Концепции Законопроекта. Что придется делать кредитным организациям, в какие сроки?
22. Проект Указания Банка России «О порядке представления кредитными организациями, в том числе являющимися участниками платформы цифрового рубля, в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 и 7.11 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части ОПОК операций с Цифровым Рублем.
23. Стандарт Банка России СТО БР БФБО-1.8-2024 «Безопасность финансовых (банковских) операций. Обеспечение безопасности финансовых сервисов при проведении дистанционной идентификации и аутентификации. Состав мер защиты информации».
24. Законопроект № 588441-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части квалификационных требований и требований к деловой репутации должностных лиц финансовой организации)».
25. Проект положения Банка России «О требованиях к заявлениям, предусмотренным абзацем первым пункта 135 статьи 7 и пунктами 1 и 12 статьи 78 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией таких заявлений и документов и (или) сведений, представленных заявителями, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения, а также порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении.
26. Информационное письмо Банка России от 16.04.2024 № ИН-03-25/27 "Об устранении (прекращении) последствий контрольных мероприятий Банка России" (удаление персональных данных после проверки).
27. Указание Банка России от 28.06.2024 № 6792-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам требований к идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
28. Законопроект № 619411-8 «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части исключения из ОПОК операций НКО капремонта.
29. Постановление Правительства РФ от 04.05.2024 № 574 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 209".
30. NEW Информационное письмо Банка России от 15.05.2024 № ИН-08-12/31 Об усилении контроля кредитных организаций за деятельностью привлекаемых ими банковских платежных агентов.
31. Указание Банка России от 05.04.2024 № 6712-У O внесении изменений в Положение Банка России от 17 октября 2018 года № б55-П.
32. Федеральный закон от 29.05.2024 № 122-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 10 Федерального закона "О национальной платежной системе", о максимальной сумме перевода БОС с УПРИД.
33. Федеральный закон от 28.12.2024 № 522-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
34. Федеральный закон от 28.02.2025 № 15-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части противодействия экстремизму).
35. Указание Банка России от 23.09.2024 № 6853-У «О требованиях к заявлению, предусмотренному абзацем вторым пункта 1.1 статьи 7.8 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и порядке его рассмотрения Банком России».
36. Совмещение деятельности кредитной организации и лизинговой компании.
37. Информационное письмо Банка России от 05.08.2024 № ИН-08-12/43 Об использовании информационного ресурса в целях проверки действительности паспортов граждан Российской Федерации.
38. Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
39. Приказ Росфинмониторинга от 23.10.2024 № 275 "О внесении изменений в пункт 1 Особенностей исчисления времени для целей исполнения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанностей по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и отмене данных мер, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29 ноября 2022 г. № 297.
40. Указание Банка России от 19.12.2024 № 6966-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 25 декабря 2017 года № 4662-У».
41. NEW Федеральный закон от 07.04.2025 № 67-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в части установления ЭПР для видеоподтверждения личного присутствия при проведении идентификации.
42. Постановление Правительства РФ от 05.11.2024 № 1485 "Об утверждении Правил перевода фамилий и имен, содержащихся в документах, удостоверяющих личность иностранных граждан и лиц без гражданства, с латинского написания на кириллическое написание".
43. Нужна ли идентификация по Федеральному закону № 115-ФЗ при оплате услуг связи по Федеральному закону № 303-ФЗ?
44. Федеральный закон от 28.12.2024 № 520-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в части ограничений на операции иностранных агентов.
45. Постановление Правительства РФ от 26.02.2025 № 226 «Об определении порядка уведомления.
46. Постановление Правительства РФ от 26.02.2025 № 227 "О случае списания денежных средств со специального счета иностранного агента" об открытии специального счета иностранного агента».
47. Распоряжение Правительства РФ от 26.02.2025 № 446-р «Об определении уполномоченного банка в соответствии с частью 18 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
48. Проект Росфинмониторинга Федерального закона О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части введения ретроспективного анализа ОПОК по перечню ТЭ.
49. Указ Президента РФ от 14.11.2024 № 974 "О государственных должностях Российской Федерации".
50. Информационное письмо Банка России от 26.11.2024 № ИН-08-12/59 О неприменении к кредитным организациям мер за несоблюдение порядка и сроков представления в Росфинмониторинг информации в форме расширенной выписки.
51. Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 54 Федерального закона «О связи» (внесен Минцифры России), в части внедрения механизма временной внесудебной блокировки банковских счетов (вкладов, депозитов), электронных денежных средств, авансовых платежей за услуги связи при наличии оснований полагать, что они использовались в преступной деятельности.
52. Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (внесен МВД России), в части наложения ареста на имущество.
53. Федеральный закон от 28.12.2024 № 521-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части каналов оказания услуг с использованием биометрической идентификации и использования банками УНЭП «Госключ».
54. Законопроект Росфинмониторинга «О внесении изменений в статьи 3 и 9 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части восполнение отсутствующих сведений о переводах денежных средств, совершаемых с использованием СБП.
55. Федеральный закон от 28.12.2024 № 512-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации".
56. Федеральный закон от 08.08.2024 № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части режимы высылки и блокированию счетов иностранных граждан (Контролируемые лица).
57. Постановление Правительства РФ от 06.12.2024 № 1732 "Об утверждении Правил размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений об иностранном гражданине или лице без гражданства, содержащихся в реестре контролируемых лиц, включая состав размещаемых сведений".
58. Постановление Правительства РФ от 26.12.2024 № 1899 "О реестре контролируемых лиц".
59. Законопроект № 825952-8 «О внесении изменений в статью 7-4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части противодействия диверсионной деятельности.
60. Проект положения Банка России «О требованиях к заявлениям (в том числе к содержанию включаемых в них сведений), предусмотренным абзацем первым пункта 135 статьи 7, пунктами 1 и 12 статьи 78 и пунктом 4 статьи 714 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», перечне прилагаемых к ним документов, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией, созданной при Банке России, таких заявлений, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения, а также порядке сообщения межведомственной комиссией, созданной при Банке России, о принятом решении», в части оспаривания отказов по Платформе Цифрового рубля при наличии высокого риска в Платформе ЗСК.
61. Проект Положения Банка России «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и экстремистской деятельности» (взамен Положения 375-П).
62. Проект положения Банка России «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и экстремистской деятельности» (взамен Положения 445-П).
63. Законопроект № 876963-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федеральный закон "О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (приостановление операций физ. лиц, находящихся в розыске).
64. NEW Информационное сообщение от 31.03.2025 года о повышении внимания организаций – участников антиотмывочной системы к вопросам противодействия финансированию терроризма, экстремистской деятельности и распространения оружия массового уничтожения.
65. NEW Информационное письмо Банка России от 02.04.2025 № ИН-010-31/77 о порядке осуществления контроля за операциями иноагентов (Закон № 255-ФЗ).
II. Разъяснения по порядку применения норма законодательства о ПОД/ФТ.
1. Можно ли подписывать договоры с клиентом электронной подписью?
2. Письмо от 26.11.2021 ДФМиВК ЦБ №12-4-2/5981 О заполнении отдельных полей ФЭС.
3. О рисках операций с виртуальной валютой.
4. Аспекты проведения проверки личного присутствия.
5. Использование простой электронной подписи при заключении договоров на финансовые услуги в т.ч. открытие счета.
6. Открытие счета через представителя (2 доверенности).
7. Обновление информации (легкий способ).
8. Ответ Банка России об определении даты выявления подозрительной деятельности.
9. Ответ Банка России о процедурах получения согласия субъекта кредитной истории для БКИ и идентификации.
10. Ответ Банка России о реквизитах плательщика в случае наследования имущества ИП.
11. Разъяснения Росфинмониторинга о порядке применения Федерального закона 28.06.2022 от №219-ФЗ.
12. Ответ МВД по порядку проверке Паспорта Гражданина РФ в Сервисном концентраторе МВД в СМЭВ. Ответ ЦБ № 016-13/61 на запрос № НСФР-02/1-1175 О планируемых ограничениях доступа кредитных организации к виду сведений МВД России «Проверка действительности паспорта для банков» в СМЭВ.
13. Ответ Банка России от 24.03.2021 №13-2-2/62 на запрос от 24.02.2021 № НСФР-02/1-77 О применении Федерального закона от 29.12.2020 № 479-ФЗ.
14. Ответ Банка России от 08.11.2022 № 12-4-2/9882 на запрос от 27.05.2022 № НСФР-02/1-280 о порядке определения кода валютной операции.
15. Ответ Росфинмониторинга от 21.02.2023 О применении пункта 14-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в части операций физических лиц со слитками из драгоценных металлов.
16. Ответ Банка России о порядке заполнения "места рождения" в форматах сообщений по Положению №600-П и Положению №407-П.
17. Ответ Банка России применяют ли Закон № 115-ФЗ организации с лицензией Спец. Депозитария. Нужно ли идентифицировать владельцев инвестиционных паев.
18. Ответ Банка России о порядке направления совокупности подозрительных операций.
19. Ответ Банка России по вопросу идентификации выгодоприобретателей при операциях через СБП (С2С и С2G).
20. Ответ Банка России об использовании сервисов СМЭВ при проверке паспортов Граждан РФ.
21. Постановление Правительства РФ от 13.09.2023 N 1489 "О внесении изменения в пункт 10 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям".
22. Ответ Росфинмониторинга на запрос о дальнейшем совершенствовании запросов и ответов по Положению № 600-П в отношении ОД/ФТ.
23. О заполнении таблицы 2.4 «Адрес» Правил направления ФЭС по Указанию ЦБ № 5861-У.
24. Ответ Банка России об идентификации должника - цессионарием по договору займа.
25. Ответ Банка России на вопрос о возможности для российской кредитной организации выступать посредником при открытии счета гражданина РФ в иностранном банке.
26. Ответ Банка России от 18.03.2024 «О порядке осуществления идентификации кредитными организациями, являющимися операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов».
27. Ответ Банка России о квалификации ОПОК по операциям НКО по оплате коммунальных расходов за нежилое помещение.
28. Информационное письмо Банка России об особенностях применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ при исполнении исполнительных документов.
29. Определение Верховного Суда РФ и неприменении практики отказов в совершении операций в отношении исполнительного документа, являющегося судебным актом.
30. Ответ Банка России о возможности применения ограничений на проведение операций по Закону № 482-ФЗ (переводы сам себе до 30 млн руб. me2me).
31. Ответ Банка России №12-4-2/5759 на № НСФР-02/1-508 О порядке выявления бенефициарных владельцев экономически значимого общества (ЭЗО по Указу Президента РФ №73).
32. Как проверить добросовестность бизнеса в Платформе ЗСК? (Указания Банка России от 28.06.2023 «О составе информации об отнесении юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления), (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций и порядка доступа к указанной информации»).
33. Мнение Банка России о правомерности требования информации об ОС ПОД/ФТ при установлении отношений с организацией финансового рынка.
34. Можно ли заполнять поле ЭСП номером мобильного телефона?
35. Порядок заполнения показателей ФЭС если отсутствует БИК.
36. О порядке исчисления, предусмотренного пунктом 13.1 статьи 7 Закона №115-ФЗ срока на представление сведений в Росфинмониторинг о расторжении договора банковского счета (вклада) по инициативе кредитной организации по основаниям, указанным в пункте 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
37. Разъяснения Банка России о порядке работы с «объединениями» в Перечне террористов/экстремистов.
38. Позиция Банка России датах начала и окончания срока действия права пребывания (проживания) клиента в Российской Федерации.
39. Ответы Банка России – операции, подлежащие обязательному контролю с ЦФА.
40. Ответ Банка России на вопросы о применении ограничений в отношении Контролируемых лиц (Закон № 260-ФЗ).
41. Ответы Банка России на вопросы применения формата «расширенной выписки» при подготовке ответов на запросы Росфинмониторинга.
42. О правомерности квалификации в качестве подлежащих обязательному контролю операций российской страховой организации по осуществлению выплаты и получению перестраховочной премии по договору перестрахования, заключенному с иностранной страховой организацией, зарегистрированной в Иране (КОД ОПОК 3001).
43. О заполнении показателя 43 «Идентификатор ЭСП плательщика» таблицы 3.2 Правил составления ФЭС при операциях СБП по ДБО и через СБПпэй.
44. Подлежит ли обязательному контролю выплата купонного дохода по ЦФА?
45. О применении мер по замораживанию (блокированию) страховыми организациями.
46. О правомерности отнесения отдельных документов к числу документов, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.
47. NEW Информационное письмо Банка России от 04.04.2025 № ИН-08-43/78 о применении Методических рекомендаций № 12-МР и № 13-МР.
48. NEW письмо Росфинмониторинга от 28.03.2025 № 01-01-33/8549 "О рассмотрении обращения" ОПОК по принудительному изъятию земельного участка.
49. NEW О возможность не включения в ПВК по ПОД/ФТ/ЭД деятельности, которую фактически не выполняет финансовая организация.
Очный семинар
16990 руб.Вебинар
16990 руб.