Уважаемые участники форума! 

Представляем вашему вниманию приветственное слово и доклад Первого вице-президент АРБ Кормоша Юрия Ивановича. 


Некоторые итоги 2019 года и перспективы банковской деятельности. 

Доброе утро коллеги! Рад приветствовать вас накануне Нового года. Это период, когда подводят итоги прошедшего и составляют планы на будущий год. 

Прибыль банковского сектора в этом году показала рекордные значения - за 10 месяцев это 1,7 триллиона рублей. Прибыльными оказались 363 из 454 кредитных организаций. Что повлияло на общий показатель прибыли? Это факторы повышения качества работы банков, это рост доходов от операционной деятельности, а также и технические факторы, связанные с переходом на международный стандарт финансовой отчетности (МЦФО) №9. 

Нельзя утверждать, что снижение количества убыточных банков связано с переходом на МЦФО №9. Есть как положительные так и отрицательные факторы, влияющие на финансовый результат. На что обращает внимание ЦБ? На существенную разницу в оценке активов при формировании резервов, с учетом МЦФО. Разница может быть, но она не должна быть колоссальной. Если такие факты существуют, то, безусловно, ЦБ на это обращает внимание и ждите от него вопросы. 

В этом году многие банки стали заниматься розничным кредитованием. Кредитование населения явилось основным драйвером роста кредитования в целом. Чтобы снизить риски, связанные с кредитованием физических лиц ЦБ принял ряд решений в этом году, направленных на сдерживание этих рисков. Последнее решение действует с октября. Оно связано с введением показателей долговой нагрузки

Если говорить о корпоративном кредитовании, то оно росло более сдержанными темпами. 

Кредитования малого и среднего бизнеса также показало рост. Были внесены изменения в нормативные акты Банка России касающиеся проектного финансирования жилищного строительства. 94 банка вошли в список уполномоченных банков, которые могут работать с застройщиками. Уже открыто кредитных лимитов на 682 млрд. рублей. Не все из 94 банков готовы работать с застройщиками, пока только 37, заявили о своей готовности. На сайте ЦБ открыт раздел с информацией о том, каким образом сейчас идет переход на проектное финансирование. Там есть вопросы и ответы, часто встречающиеся от застройщиков, от банков о том, как применять законодательство и нормативные акты. 

Что касается количества кредитных организаций, то в этом году, к сожалению, продолжился уход с рынка некоторых банков. По причине отзыва лицензии. Как правило, основанием для этого были нарушения требований банковского законодательства. Это некачественные активы и не достаточность капитала а, также нарушения в области ПОД/ФТ, закона 115-ФЗ. Более 30 банков прекратили своё существование. 22 - по причине отзыва лицензии. 3 - в связи с решением самих банков. 8 банков прошли реорганизацию в форме присоединения. 1 банк принял решение поменять свою лицензию на лицензию микрофинансовой организации. ЦБ выдал 1-ну новую лицензию для банка

Что касается надзора. Главное внимание уделяется оценке бизнес-модели банка. ЦБ хочет знать и понимать на чём банк собирается зарабатывать, какая стратегия, она реалистична, кто собственники, готовы они поддержать развитие банка, оценка эффективности управления рисками.    

Наши регуляторы готовят дорожную карту по развитию конкуренции на банковском рынке, что должно изменить «тренд» развивающейся в настоящее время ситуации в этой сфере в положительную сторону. 

ПОД/ФТ. 17 октября этого года состоялась защита Российской Федерации на соответствие стандартам Межправительственной группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Уровень соответствия нашей антиотмывочной системы международным стандартам очень высокий. Россия по оценке ФАТФ заняла пятое место в мире по эффективности национальной антиотмывочной системы. Мы поставлены на так называемый регулярный мониторинг – это наилегчайшая форма мониторинга, которая предусматривает отчетность перед ФАТФ, не чаще, чем раз в 3 года. Тогда как такие страны, как США, Канада, Австралия отчитываются ежегодно, находясь на усиленном мониторинге ФАТФ. ФАТФ признал, что российские финансовые институты являются образцом противодействия отмыванию денег. По мнению оценщиков, система внутреннего контроля в наших банках работает эффективно, основывается на передовых практиках и высокотехнологичных IT-решениях. 

Чрезвычайно положительно оценщиками была воспринята работа профессиональных объединений, в частности Ассоциации российских банков, а также Консультативного совета и Совета комплаенс, действующего на площадке Росфинмониторинга. 

Однако в ФАТФ указали на необходимость выявления банками среди своих клиентов «политически значимых лиц», а также более качественного выявления бенефициаров своих клиентов. 

В качестве замечания было отмечено не использование альтернативных источников, по сравнению с Единым государственным реестром юридических лиц. 

Рекомендовано усилить работу по управлению рисками обслуживания публичных должностных лиц, с учетом высоких рисков коррупционных правонарушений, что признается и российским руководством и, соответственно, требуется усилить антикоррупционное законодательство. 

ФАТФ был оценён надзор, осуществляемый Центральным банком за финансовыми институтами. Подход Центрального банка был признан излишне либеральным. Они считают надзор слишком мягок, и, может быть, даже недопустимо с точки зрения международных стандартов. Однако, ЦБ и Росфинмониторинг убеждены, что наш надзор эффективен. Что он позволяет обеспечить должное соблюдение антиотмывочного законодательства, достигнуть практических результатов и не слишком кошмарить бизнес. 

Росфинмониторинг и ЦБ планирует подготовить альбомы примеров лучших практик в помощь банкам по вопросам выявления бенефициаров, управления рисками политически значимых должностных лиц. Фокус внимания будет исключительно на практике, на индикаторах источников информации, процедурах и других моментах, которые могут оказать содействие банкам в выявлении и надлежащей работе с указанными категориями клиентов. 


                Относительно законодательных инициатив в сфере ПОД/ФТ.

           1. Проект закона о внесении изменений в ст. 7 Закона 115-ФЗ, касается сбора биометрических персональных данных клиентов-физических лиц, расширить перечень операций, которые можно совершать банкам после проведения идентификации с использованием биометрических технологий.

           2. Законопроект о внесении изменений в 115-ФЗ, который предусматривает изложение в новой редакции перечня операций, подлежащих обязательному контролю.

             3. Законпроект о цифровых финансовых активах. 

Стратегический бренд России - цифровизация экономики, что значит: 

·        применение технологии блок-чейн для информационного обмена;

·        использование сервисов быстрых и мгновенных платежей;

·        внедрение удаленной биометрической идентификации;

·        риск-ориентированный подход; 

Росфинмониторинг и Банк России проводили успешную работу по сокращению объемов сомнительных операций в банковском секторе. Операции с признаками обналичивания денег в банковском секторе по сравнению с прошлым годом сократились в 2 раза. 

А что происходит в мире ?

Соблюдение требований по противодействию отмывания грязных денег создает все возрастающее бремя для банков по всему миру. Схемы преступного отмывания денег становятся все более изощренными. Нормативные требования растут, равно как и штрафы за их несоблюдение. Руководители банков и сотрудники, все чаще привлекаются к ответственности за нарушения, независимо от того, были ли они соучастниками или были просто невнимательными.

Наказания становятся все более суровыми. Банки в ЕС и Великобритании сталкиваются с девятизначными штрафами. Так, был назначен штраф в размере 775 миллионов евро «ИНГ Банку» и 163 миллиона фунтов «Дойче Банку». В США штрафы за нарушения по противодействию отмыванию денег составляют 90% мер наказания. Страны за пределами Северной Америки и Европы следуют этому же примеру. В Японии объявлены меры по усилению стандартов ПОД/ФТ.

Для руководителей банков репутационный и карьерный риск стали очень высокими. Они несут персональную ответственность. Так, руководитель крупнейшего банка в Дании, «Данске Банк», подал в отставку после обвинений в том, что его филиал в Эстонии незаконно осуществил транзакции в размере 234 млрд долларов США. Акции банка потеряли треть своей стоимости в течение нескольких месяцев после обнародования расследования.

                       Информация о конечных бенефициарных владельцах.

Для России важен вопрос о создания открытой и справедливой системы налогообложения. Согласно исследованию, проведенному PricewaterhouseCoopers CIS, совокупная налоговая нагрузка в России составляет 56 %, при том, что в среднем в мире налоговая нагрузка составляет 44,7 %. Высокая налоговая нагрузка вынуждает предпринимателей искать способы минимизации налогового бремени.

Однако с момента выхода Панамского досье, стали достоянием общественности различные изощренные способы использования подставных компаний, оффшорных структур, которыми пользуются предприниматели, чтобы скрыть свои деньги. Для противостояния этому законодательство о бенефициарной собственности должно сыграть важнейшую роль. Лидеры государств G20 заявили о желании раскрыть информацию о конечной бенефициарной собственности.

В 2018 году ЕС опубликовал пятую директиву об отмывании денег, которая предусматривает реестры собственников. В Англии были приняты меры по введению к концу 2020 года регистров бенефициарной собственности для компаний, зарегистрированных в оффшорах.   США в 2019 году внедрили правила об обязательной проверке клиентов и повышению прозрачности владения собственностью.

Эра банковской тайны закончилась. 

Стандарт CRS обязались выполнять в 2014 году 100 стран.. Если страны не договорились об автоматическом обмене, то они предоставляют данные по запросу. 

По таким запросам налоговики разных стран узнали об обшорных счетах 500 000 человек, что принесло странам 20-ки 95 млрд евро. Уровень налоговой прозрачности «беспрецендентный», что уже приводит к снижению популярности трансграничных налоговых схем. 

Сами офшоры также ужесточают условия работы зарегистрированных там компаний, требуя от них вести реальную деятельность, а не просто экономить на налогах. 

Россия получает данные из стран, участниц конвенции, а сама им направляет. Примерно 15% этих данных не соответствуют отчетности налогоплательщиков, по данным из ФНС. Теперь этих граждан вызывают в налоговый орган для объяснений. 

В ЕС консультанты, бухгалтеры, юристы, банки с осени 2020 г. будут отчитываться перед европейскими налоговиками о трансграничных сделках с признаками «агрессивного налогового планирования», совершенных с июня 2018 г. Мы действительно приближаемся к миру, когда негде будет спрятаться с нелегальными деньгами. 

Крипто-бизнес и виртуальные активы

ФАТФ обязал страны урегулировать деятельность, связанную с криптовалютами, прежде всего, там, где есть точка выхода на легальные рынки, на обмен их на фиатные валюты, установив для организаций крипто-бизнеса требования аналогичные организациям, осуществляющим операции с фиатными деньгами. 

ФАТФ считает, что государства могут вводить запрет оборота виртуальных активов на своей территории или разрешить такой оборот. Самое главное - должен быть принят соответствующий закон.

В настоящее время в Государственной Думе РФ идет работа над законопроектом о цифровых финансовых активах. Это наше обязательство перед ФАТФ. 

Пятая директива ЕС по борьбе с отмыванием денег вводит обязательства AML для криптовалютных бирж, работающих в государствах-членах, которые должны быть соблюдены к 2020 году.

         Национальные нормативные режимы проходят модернизацию

Скандал с Danske Bank обнажил огромные подозрительные деньги, которые бесконтрольно текли через европейские банки в 2014/15 годах, что вызвало тревогу в ЕС. После этого европейские власти пересматривают свои режимы регулирования, стали более настойчивыми в применении жестких норм ПОД/ФТ и менее снисходительными к нарушителям законодательства.

Великобритания привержена тому, чтобы быть мировым лидером в борьбе с финансовыми преступлениями и обязалась обеспечивать эффективное регулирование борьбы с отмывания грязных денег и соблюдение законодательства.

Санкционный ландшафт становится еще более сложным

В настоящее время финансовые санкции широко применяются по всему миру. Введены санкции США против Ирана. Что создает сложности для любого, кто ведет бизнес с Ираном и в первую очередь для банков. Многие помнят штраф в размере 9,6 млрд долларов, который банку Париба пришлось заплатить властям США. Действуют санкции США и ЕС в отношении России. Сохраняются санкции в отношении Северной Кореи.

В настоящее время во всем мире существует высокое давление на банки со стороны регулирующих органов, повышаются затраты на обеспечение соответствия требованиям законодательства, стандартам.