ПОД/ФТ в кредитных организациях: изменения, рекомендации, практические аспекты

28—29 Января

Очный семинар

/

Вебинар

Описание

1 МОДУЛЬ: Актуальные вопросы деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для кредитных организаций.

I.     НОВАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:

Внимание!

Раздаточный материал представляет собой систематизированный полный перечень всех действующих на момент проведения семинара федеральных законов, подзаконных актов различных министерств и ведомств, нормативных актов регулятора и ФСФМ РФ. Его удобно использовать   специалистам соответствующих служб   в своей практической работе. 

1.        Изменения законодательства о ПОД/ФТ:

a.         Закон от 21 июля 2014 года №213-ФЗ и подзаконные акты Банка России (операции и перечень стратегических обществ) в свете Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ об изменении контроля стратегических предприятий: хоз. обществ, УНИТАРНЫХ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ корпораций и компаний и изменение требований законов 115-ФЗ и 213-ФЗ, в части обязательного контроля. Разъяснения Банка России по порядку направления отчетности по коду 4007. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2018 № 2930-Р

b.        Требования к Деловой репутации ОСа ПОД/ФТ, в свете Федерального закона от 27.07.2017 № 281-ФЗ и порядок контроля и направления уведомлений в Банк России.

2.        Подзаконные акты Банка России, Росфинмониторинга и Правительства Р.Ф.:

a.         Положение Банка России от 30.03.2018 № 639-П «О порядке информирования кредитных организаций и некредитных финансовых организаций о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, о случаях расторжения договоров банковского счета. (в редакции Указания от 17.10.2018 № 4935-У.)

b.        Указание Банка России от 20.07.2016 № 4077-У О порядке информирования (вместо Указания № 3041-У) о случаях отказа в заключении договора или проведения операции, или расторжения счета.

c.         Информационное сообщение от 30.01.2018 Росфинмониторинга «О механизме реабилитации клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в осуществлении операций и отказе в заключении договора банковского счета (вклада)».

d.        Информационное письмо Банка России от 07.09.2016 № ИН-014-12/63 «О факторах, влияющих на оценку степени (уровня) риска клиента»

e.         Постановление Правительства РФ от 25.05.2016 № 461 «О порядке информирования Росфинмониторинга о случаях отказа в проведении операций с нежелательными иностранными неправительственными организациями (НИНпО)».

f.         Указание Банка России от 16.11.2017 № 4189-У О внесении изменения в Инструкцию 153-И О порядке открытия счетов.

3.        Федеральный закон от 27.11.2017 № 358-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О лотереях” и Федеральный закон “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”» (об ограничении операций лиц, связанных с незаконной игорной деятельностью. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2018 № 487 "Об утверждении Правил доведения до сведения кредитных организаций и платежных агентов информации, включаемой в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации, и перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства Российской Федерации".

4.        Закон от 23.04.2018 № 90-ФЗ о противодействии распространения оружия массового поражения (ФРОМУ) – внесение изменений в Закон № 115-ФЗ. Информационное письмо ЦБ от 29.12.2018 № ИН-14-12/84 о выявлении организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения. Указание Банка России № 5075-У о требованиях к Правилам внутреннего контроля по ФРОМУ.

5.        Федеральный закон от 31.12.2017 № 482-ФЗ о Дистанционной и биометрической идентификации и перечень НПА в его развитие. Федеральный закон от 29.12.2020 N 479-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования биометрической идентификации и аккредитации частных биометрических систем.

6.        Положение ЦБР № 600-П от 20.09.2017 порядка по представлению информации в Росфинмониторинг по его запросу (с изменениями Указание Банка России от 31.03.2021 № 5768-У).

7.        Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ О Банке Развития (о механизме реабилитации лиц, включенных в сообщения по Положению Банка России № 639-П).

8.        Информационное письмо ЦБР от 27.12.2017 № ИН-014-12_64 Рекомендации Вольсбергской группы банков по риск ориентированному подходу.

9.        Рекомендации НСФР по управлению повышенными рисками в связи с принятием решений о расторжении договора банковского счета (вклада), отказа от заключения такого договора или отказа в совершении операции.

10.    Указание ЦБР от 30.03.2018 №4760-У о составе Межведомственной комиссии и требованиях к заявлению по Закону № 470-ФЗ о «реабилитации отказников».

11.    Указание от 27.02.2019 № 5083-У О внесении изменений в Положение Банка России № 375-П в части разработки программ в ПВК по учету НОР и сроках самооценки.

12.    Указание от 30.03.2018 № 4759-У О внесении изменений в Положение Банка России № 445-П в части разработки программ в ПВК по реализации требований Закону № 470-ФЗ о «реабилитации отказников».

13.    Федеральный закон №169-ФЗ о регулировании Лотерей и игорной деятельности в части нового изменений порядка идентификации через ЦУПИС. Информационное письмо Банка России № ИН-04-45/61, ФНС России № ЕД-4-2/1307@ от 28.01.2019 «О требованиях Федерального закона № 138-ФЗ и Федерального закона № 244-ФЗ».

14.    Закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ о регулировании обращения цифровых финансовых активов.

15.    Закон от 27.12.2018 № 565-ФЗ об обязательном контроле при снятии наличных с банковских карт, эмитированных иностранными кредитными организациями (о проблемах с применением норм закона).

16.    Об изменениях в Гражданский Кодекс РФ (Федеральный закон от 26.07.2017 № 212-ФЗ):

- изменения по статье 807 «договор займа»;

- изменения по статье 848 «отказ в совершении операции по зачислению на счет».

17.    Закон от 27.06.2018 № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств».

18.    Федеральный закон от 02.12.2019 №394-ФЗ и Федеральный закон от 01.05.2019 № 95-ФЗ «Изменения законодательных актов после принятия Закона № 90-ФЗ о ФРОМУ.

19.    Закон от 01.05.2019 № 74-ФЗ Усиление ответственности по статье 74 закона о ЦБ.

20.    Национальная оценка рисков ПОД/ФТ 2017-2018 годы

21.    Законопроект № 514780-7 идентификация и проверка по номеру мобильного телефона (ЕИС ПСА).

22.    Информационное письмо Банка России о документальном фиксировании результатов определения риска вовлеченности в ОД/ФТ от 19.07.2018 № ИН-014-12/48.

23.    Положение Банка России от 17.10.2018 № 655-П «О порядке уведомления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями уполномоченного органа в соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (вместо Положения № 443-П).

24.    Проект изменения Положения ЦБР № 499-П (понятие представитель при ДБО) новая редакция.

25.    Информационное письмо ЦБР от 12.09.2018 №ИН-014-12/61 Ответы на вопросы о механизме реабилитации клиентов.

26.    Федеральный закон № 208-ФЗ о совершенствовании ОПОК в Федеральном законе №115-ФЗ.

NEW Ответы Банка России по порядку применения!!! Последние разъяснения Банка России по применению формата отчетности. Как построить работу по выявлению ОПОК.

27.    Федеральный закон от 11.06.2021 № 165-ФЗ об основах контроля (надзора) в сфере применения 115-ФЗ.

28.    Федеральные законы № 211-ФЗ и № 212-ФЗ О совершении законодательства РФ в связи с Законом о совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы и внесении изменений в законодательство РФ в части идентификации клиентов электронной платформы.

29.    Законопроект № 1080911-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части развития системы совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы для ЮЛ и ИП)».

30.    Приказ ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-2/824@«Об утверждении образца запроса налогового органа о представлении юридическим лицом информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев, структуры и формата запроса в электронной форме, структуры и формата передаваемого электронного сообщения».

31.    Законопроект №747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)» о Цифровом профиле.

32.    Закон от 18.03.2019 № 32-ФЗ по упрощению идентификации в банковских группах и холдингах. Положение Банка России от 24.10.2019 №698-П – требования к ЦПВК. Разъяснения Банка России о квалификационных требованиях и процедуре согласования ОС по ЦПВК.

33.    Закон от 18.03.2019 № 33-ФЗ по требованиям по идентификации у нотариусов, адвокатов и бухгалтеров – новые обязанности.

34.    Законопроект о блокировании МВД, ФСБ, Росфинмониторингом операций по подозрению в терроризме, экстремизме, незаконных митингах и незаконной торговле наркотиками.

35.    Указание ЦБР от 06.12.2019 № 5345-У О порядке открытия и ведения специального счета в Банке России, порядка зачисления денежных средств на специальный счет в Банке России и порядка возврата денежных средств со специального счета в Банке России.

36.    Федеральный закон от 26.07.2019 О порядке Упрощенной идентификации в страховых организациях.

37.    Указание Банка России от11.12.2019 № 5351-У «О требованиях к кредитным организациям, которым может быть поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, а также к микрофинансовым организациям, которые могут поручать кредитным организациям проведение идентификации или упрощенной идентификации».

38.    NEW Платформа ЗСК Банка России и Законопроект № 1116371-7 об изменении 115-ФЗ? Редакция ко 2-му чтению.

39.    Указание ЦБР № 5305-У о внесении изменений в инструкцию № 188-И о применении штрафов по ст. 74 закона о ЦБ. Проект указания Банка России «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 21 июня 2018 года № 188-И «О порядке применения к кредитным организациям (головным кредитным организациям банковских групп) мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

40.    Письмо Банка России об особенностях оказания услуг по сбору и размещению биометрических персональных данных.

41.    Информационное письмо Банка России от 15.01.2020 № 55-7-1/28 "О расторжении договоров на финансовом рынке”.

42.    Законопроект № 886268-7 «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»» (в части запрета установления повышенных комиссий по ПОД/ФТ).

43.    Методические рекомендации ЦБ от 12.02.2020 № 2-МР о повышенных комиссиях.

44.    Приказ Росфинмониторинга от 16.07.2020 № 171 «О порядке направления запросов в Кредитные организации» (Взамен Приказа Росфинмониторинга от 23.12.2014 № 349).

45.    Законопроект НСФР о внесении изменений в Закон № 115-ФЗ, в части обязательности разработки ЦПВК и сроков их разработки.

46.    Указание Банка России от 24.12.2019 № 5372-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части регулирования деятельности инвестиционных платформ.

47.    Информационные письма Банка России о выполнении требований Федерального закона № 115-ФЗ в период сложной эпидемиологической ситуации вызванной эпидемией COVID -19. Разъяснения Банка России по Информационным письмам №ИН-014-12/62, №ИН-014-12/68, №ИН-014-12/74.

48.    Законопроект НСФР о внесении изменений в Закон № 115-ФЗ, в части проверки личности по системе видеосвязи.

49.    Законопроект № 946734-7 О СамоСбореБиометрии.

NEW Проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по размещению гражданами Российской Федерации своих биометрических персональных данных в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица, с применением мобильного телефона, смартфона, планшетного компьютера, а также использованию указанной системы государственными органами, банками и иными организациями с применением указанных биометрических персональных данных при предоставлении отдельных услуг».

50.    Федеральный закон от 30.12.2020 № 536-ФЗ О совершенствовании механизмов отказа в совершении операции открытия счета.

51.    Указание Банка России от 06.07.2020 № 5495-У об изменении в Положение № 499-П и Положение № 444-П О порядке идентификации.

52.    Указание Банка России от 06.07.2020 № 5496-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере требований к подготовке и обучению кадров в организациях» в Указание №1485-У и №3471-У

53.    О применении индекса взаимодействия с Росфинмониторингом.

54.    Федеральный закон от 28.06.2021г. № 233-ФЗ О раскрытии доверительным собственником или трастом своего статуса при установлении клиентских отношений.

55.    Указания Банка России от 20.10.2020 №5599-У О внесении изменений в Положение № 375-П, в новой редакции изложен классификатор признаков, указывающих на необычный характер операции (сделки).

56.    Законопроект об изменении Федерального закона № 115-ФЗ, в части обязательного контроля операций с цифровой валютой.

57.    Подлежат ли обязательному контролю по коду 4008 платежи по договору сублизинга?

58.    Порядок направления сообщений по коду ОПОК 1009. Сроки направления сообщений. Особенности заполнения ФЭС.

59.    Федеральный закон № 6-ФЗ о представлении сведений в ФНС в рамках законодательства о ПОД/ФТ и НК РФ. Разъяснения ФНС о прядке применения Закона № 6-ФЗ.

60.    Законопроект № 1104357-7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации».

61.    Законопроект № 1105089-7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части увеличения суммы операции без идентификации для обмена банкнот.

62.    Федеральный закон № 22-ФЗ Отмене миграционной карты.

63.    Федеральный закон от 02.07.2021 № 355-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (противодействия незаконной деятельности по организации и проведению лотерей и азартных игр в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", путем ограничения переводов денежных средств по поручениям физических лиц прямо либо через иностранных поставщиков платёжных услуг в пользу организаторов такой незаконной деятельности).

64.    Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка ведения перечня иностранных банков, оказывающих услуги по приему платежей с использованием платежных карт лицам, включенным в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств в том числе электронных денежных средств, по поручению физического лица при проведении лотерей или азартных игр, и (или) лицам, включенным в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, и состава информации, включаемой в указанный перечень».

65.    Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка ведения перечня иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр и состава информации, включаемой в указанный перечень».

66.    Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка доведения до сведения кредитных организаций, платежных агентов операторов связи, операторов почтовой связи информации, включаемой в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр».

67.    Постановление Правительства РФ от 27.03.2021 № 453 «О проведении эксперимента по осуществлению идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

68.    Обновленные правила действительности российского паспорта.

69.    NEW Положение Банка России от 15.07.2021 № 764-П «О порядке, сроках и объеме доведения Банком России до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Банк России, информации, полученной от уполномоченного органа в соответствии с пунктом 13.2 статьи 7 указанного Федерального закона» (взамен Положение 639-П).

70.    Банк России опубликовал список организаций с признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке.

71.    Федеральный закон от 28.06.2021г. № 230-ФЗ Новый вид обязательного контроля без ограничения суммы по «закрытому перечню стран». Обращение банковских объединений в Банк России и Росфинмониторинг по Закону №230-ФЗ. Проект приказа Росфинмониторинга о порядке доведения перечня стран по 230-ФЗ

72.    Указание от 26.03.2021 №5774-У О внесении изменений в Указание № 4662-У.

73.    Банк России опубликовал список компаний с признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке.

74.    Указ Президента РФ от 15.06.2021 № 364 Указ Президента Российской Федерации от 15.06.2021 № 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

75.    Законопроект № 1197680-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в части ответственности ЕИО, КИО и БВ за преступные операции в интересах ЮЛ.

76.    Приказ Росфинмониторинга от 19.03.2021 № 52 «Об утверждении Порядка ведения Федеральной службой по финансовому мониторингу сформированного перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, его структуры и формата размещаемой в нем информации».

77.    NEW Указание Банка России от 15.07.2021 № 5861-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7 и 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (взамен 4936-У, 4077-У).

78.    Постановление Правительства РФ от 15.07.2021 № 1205 о сроках действия паспортов граждан РФ.

79.    NEW Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 № 1183 «О внесении изменений в Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям».

80.    NEW Проект Указания Банка России «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам требований к идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»» (в связи с принятием 233-ФЗ и 355-ФЗ).

81.    NEW Федеральный закон от 01.07.2021 № 236-ФЗ «О деятельности иностранных компаний в сети Интернет на территории РФ». Проект Постановления Правительства о порядке ведения Перечней.

82.    NEW Соглашение об обмене информацией в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Евразийского экономического союза. 

II. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ: 

1.    Разъяснение по порядку применения требований законодательства:

·      Закон от 29 декабря 2015 года №407-ФЗ (УПРИД по потребительским кредитам (займам).

·      Закон от 30 декабря 2015 года №423-ФЗ (операции без идентификации физ. лиц при продаже драг. металлов, ювелирных изделий в розницу)

·      Закон от 26 июня 2015 года № 154-ФЗ (о ПРАВЕ требования СНИЛС);

·      Закон от 13 июля 2015 года №259-ФЗ (о запрете требования сделок с недвижимостью, подлежащих Гос. регистрации с клиентов);

·      Закон от 29 июня 2015 года №210-ФЗ (упрощение открытия счетов, идентификации бенефициарных владельцев клиентов-физ. лиц, идентификации выгодоприобретателей);

·      Обязательный контроль НКО (коды ОПОК 9001 и 9002). Операции гос. компаний и гос. корпораций;

·      Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П (позиции регуляторов по вопросам: кого и как идентифицировать?, как проверять подлинность документов? какие анкеты и на кого нужно заполнять? как оформлять проверку по террористам? как выяснить цели открытия счета, деловую репутацию, финансовое положение физ. и юр. лиц?, идентификация операций по банковским картам, обновление сведений и источники идентификации, порядок обновления сведений и др.) – Разъяснения Банка России от 31.05.2016, 22.06.2016 и 15.07.2016 и , позиции Росфинмониторинга и ФМС по отдельным вопросам, отказ в проведении операций по банковской комиссии в отношении клиента). Изменения в Положение № 499-П, в соответствии с Указанием Банка России от 20.07.2016 № 4079-У.

·      Страны повышенного риска (Разъяснения Росфинмониторинга в отношении применения страновых рисков, связанных с финансированием терроризма и Федеральным законом              № 281-ФЗ.);

·      Местонахождение органа управления юридического лица;

·      Местожительства и местопребывания физического лица;

·      По каким паспортам можно въезжать в РФ и когда не нужна виза?);

·      Можно ли использовать заграничные паспорта при идентификации граждан РФ?

·      Идентификация при выдаче банковской гарантии;

·      ОПОК 5004 Подлежит ли обязательному контролю в кредитной организации операция по переводу денежных средств из Внешэкономбанка или Почты России на счет клиента в кредитной организации?

·      ОПОК 5003 Передача по нескольким актам лизингового имущества по одному соглашению.

·      Упрощенная идентификация (УПРИД) и проверка паспортов в ФМС (какие операции можно делать с УПРИД? какие способы УПРИД можно использовать сейчас? как подключиться к ФМС, ФНС, ПФР, ФОМС через СМЭВ? что делать, если паспорт оказался недействительным или не значится при проверке в ФМС?)

·      Деловая репутация и квалификационные требования при временном замещении Оса ПОД/ФТ (разъяснения ЦБ).

2.    Сомнительные операции:

·      Изменение общих критериев контроля объема сомнительных операций (от Письма ЦБР 172-Т к Письму ЦБР № ИН-01-12/23.);

·      Понятие «сомнительные финансовые операции» в законодательстве РФ – Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 № 870-Р о типовом соглашении ФТС с иностранной таможенной службой.

3.    Методические рекомендации Банка России, Росфинмониторинга, ФНС по сомнительным операциям:

·      Контролируемый транзит (коды вида признака 1414 и 1813) в свете Письма Банка России от 31.12.2014 № 236-Т.

·      операции по спец. счетам платежных агентов - Методические рекомендации от 02.04.2015 9-МР.

·      использование почтовых переводов для целей обналичивания средств - Методические рекомендации ЦБР от 02.04.2015 10-МР.

·      приобретение резидентами-импортерами товаров по цене, существенно превышающей рыночную - Методические рекомендации ЦБР от 05.05.2015 12-МР (Комментарии ЦБР по порядку применения).

·      ГИБРИД вывод средств через ценные бумаги - Методические рекомендации ЦБР от 15.07.2015 17-МР и 18-МР.

·      обналичивание средств через розничную торговлю - Методические рекомендации ЦБР от 04.12.2015 35-МР.

·      Письмо ФНС от 24 декабря 2015 г. N ЕД-4-222729 рекомендации по сомнительным операциям.

·      о контроле за транзитными "спящими" счетами - Методические рекомендации ЦБР от 13.04.2016 10–МР.

·      об усилении контроля за БПА - Методические рекомендации ЦБР от 14.04.2016 11-МР. Указание ЦБ от 23.12.2019 № 5365-У_о порядке контроля ОПДС за БПА.

·      О порядке выявления и идентификации бенефициарных владельцев - Методические рекомендации ЦБР от 27.06.2017.

·      Усиление контроля за факторинговыми и лизинговыми компаниями - Методические рекомендации ЦБР от 19.08.2020 13–МР (Разъяснение Банка России о порядке применения Методических рекомендаций).

·      NEW Методические рекомендации от 12.02.2021 № 1-МР по Исполнительным листам.

·      Отменено Информационное письмо ЦБ № 170-Т об особенностях принятия на обслуживание ЮЛ – нерезидентов.

4.    Особые случаи сомнительных операций:

·      «веерная» обналичка;

·      обналичивание через «поддельные решения арбитражных судов» Методические рекомендации ЦБ № 4-МР от 02.02.2017.

·      Методические рекомендации ЦБ о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов от 09.02.2017 № 5-МР.;

·      обналичивание через «поддельные решения комиссий по трудовым спорам»;

·      «карусельная схема»;

·      схемы, связанные с незаконным экспортом леса.

·      Об усилении эффективности процедур реализации требований статьи 7.3 Федерального закона 115-ФЗ (ИПДЛ, ДЛМПО, РПДЛ). - Методические рекомендации ЦБР от 27.06.2017 №13-МР.

·      Уплата налогов в незначительном объеме и дополнительных критериях клиентов, совершающих сомнительные транзитные операции о контроле с помощью IP, MAC, адресов и номера SIM карты - Методические рекомендации ЦБР от 21.07.2017 №18-МР. О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (схемы уклонения от уплаты НДС) - Методические рекомендации ЦБР от 16.02.2018 5-МР (в дополнение к Методическим рекомендациям № 18-МР).

·      Об особенностях выявления сомнительных операций по обналичиванию с корпоративных карт. - Методические рекомендации ЦБР от 21.07.2017 №19-МР.

·      «Серийные» переводы наличных физ. лицами за границу Методические рекомендации 2-МР от 14.01.2019.

·      Методические рекомендации ЦБ О порядке информирования клиентов при отказе в предоставлении услуг ДБО от 12.03.2019 № 5-МР.

·      Информационное письмо Банка России от 23.03.2019 № ИН-014-12/27 О подходах к порядку определения источников происхождения средств клиентов.

·      Информационное письмо о подходах к порядку реализации кредитными организациями права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в отношении самозанятых.

·      Информационное письмо Банка России от 13.04.2021 № ИН-01-12/23 (новые критерии вовлеченности кредитных организаций в совершение сомнительных операций). 

III. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ СЕМИНАРА.

IV. Указание Банка России от 15.07.2021 № 5861-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7 и 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (до 01.09.2021 Указание Банка России № 4936-У):

- порядок формирования и направления кредитной организацией сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в виде электронного сообщения;

- перечень показателей, включаемых в электронные сообщения, и пояснения по их заполнению.

- технические аспекты формирования и представления информации;

- структура и форматы электронных документов.

Положение Банка России от 15.07.2021 № 764-П: «О порядке, сроках и объеме доведения Банком России до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Банк России, информации, полученной от уполномоченного органа в соответствии с пунктом 13.2 статьи 7 указанного Федерального закона» (до 01.09.2021 Положение Банка России
№ 639-П):

- Состав сведений, входящих в объем информации, доводимой Банком России в виде электронного сообщения до кредитных организаций на основании пункта 13.3 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», структура уведомления Банка России о принятии (непринятии) электронного сообщения.

Ответы на вопросы. 

2 МОДУЛЬ: Актуальные изменения в законодательстве по ПОД/ФТ для кредитных организаций: комментарии регулятора и практика. 

1. Обзор и анализ важных вопросов, поступающих от кредитных организаций в Банк России, по практической реализации и применению законодательства в области ПОД/ФТ. 

1.1. Обзор последних изменений Федерального закона № 115-ФЗ
(Федеральный закон от 11.06.2021 № 165-ФЗ, Федеральный закон от 28.06.2021
№ 230-ФЗ, Федеральный закон от 28.06.2021 № 233-ФЗ, Федеральный закон от 02.07.2021 № 355-ФЗ):

       - разграничение надзорных полномочий Банка России и Росфинмониторинга;

       - новые операции обязательного контроля НКО;

       - доверительный собственник (управляющий) и протектор иностранной структуры без образования юридического лица;

       - инкорпорация механизмов противодействия незаконной деятельности по организации и проведению лотерей и азартных игр.

1.2. Практика реализации Федерального закона от 13.07.2020
№ 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».

       Обзор наиболее часто задаваемых вопросов кредитных организаций.

1.3. Актуальная информация по проектируемому механизму направления в Росфинмониторинг сообщения о подозрительной деятельности клиента (СПД).

1.4. Перспективы дальнейшего совершенствования законодательства в области ПОД/ФТ (обзор проектов федеральных законов и проектов нормативных актов Банка России).

1.5. Указание Банка России от 05.10.2021 № 5965-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам требований к идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

1.6. «Куда смотрит регулятор» - обзор последних методических рекомендаций Банка России и актуальных схем совершения сомнительных операций (векселя, исполнительные листы, борьба с «дропами»).

1.7. «СВЕТОФОР» - актуальная информация о создаваемом Банком России сервисе оценки комплаенс-риска клиентов кредитных организаций в рамках проекта «KYC-бюро» (проект федерального закона № 1116371-7). 

В программе возможны дополнения с учетом изменений в законодательстве, произошедших на дату проведение семинара.

2.Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ).

2.1. Создание системы внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

2.2. Идентификация клиентов.

2.3. Сообщение о подозрительных операциях. Предоставление дополнительной информации по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу России.

2.4. Хранение документов.

2.5. Подготовка персонала.

2.6. Распространенные заблуждения и характерные ошибки. 

3. Практика создания и функционирования системы внутреннего контроля кредитных организаций в целях ПОД/ФТ.

3.1. Правила и программы внутреннего контроля.

3.2. Взаимодействие ответственного сотрудника со структурными подразделениями кредитной организации.

3.3. Взаимодействие с обособленными структурными подразделениями кредитной организации.

3.4. Разделение клиентов на различные группы с точки зрения риска осуществления операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

3.5. Изучение клиентов.

3.6. Характерные проблемы.

Очный семинар

21990 руб.

Вебинар

21990 руб.
 
Отзывы о семинаре
Очень полезный семинар, получила конкретные ответы на интересующие вопросы.

Ведущий специалист СВА

ПАО "Нико-Банк"
Очень интересный и полезный семинар, очень хорошо, что можно получить мнение по ПОД/ФТ от всех сторон - ЦБ РФ, ФСФМ и  представителей кредитных организаций.

Главный специалист

ПАО "Банк СГБ"
Хорошо организованный и полезный семинар.

Жигульская Е.В.

АКБ "Ресурс-траст" (АО)
Впечатление хорошее, информация представлена полностью.

Главный специалист

АО Банк СНГБ
Хорошая организация, доступность в освоении материала, практическое использование в дальнейшей работе.

Эксперт

РНКБ Банк (ПАО)
Не нашли интересующую тему семинара? Предложите свою!