Полный курс
Модуль 1
Модуль 2

Курс повышения квалификации: Системный обзор законодательства по ПОД/ФТ: изменения, рекомендации, практическое применение, надзор

22—23 мая

Очный семинар

/

Вебинар

Описание

АНОНС: 

Курс объединяет все аспекты работы в области по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе курса специалистами-практиками комментируются основные нормативные документы, регламентирующие работу ответственных сотрудников, а также даются рекомендации, необходимые коммерческим банкам в их повседневной работе по ПОД/ФТ. 

ПРОГРАММА 

1 МОДУЛЬ: Изменения в области ПОД/ФТ для кредитных организаций: комментарии Банка России и Федеральной службы по финансовому мониторингу. 

I. Программа состоит из рекомендаций Представителя Федеральной службы по финансовому мониторингу по заполнению отдельных показателей ФЭС в соответствии с правилами составления кредитными организациями в электронном формате сведений и информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. 

Комментарии Банка России к: 

I. В сфере законодательства комментарии к:

- Федеральному закону от 21.04.2025 № 81-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (изменения в части обязательного контроля, вступают в силу 21.07.2025);

Федеральному закону от 21.04.2025 № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (изменения в части обязательного контроля, вступают в силу 20.08.2025);

- Федеральному закону от 07.04.2025 № 67-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (изменения в части идентификации, об экспериментальных правовых режимах, вступил в силу 18.04.2025);

- Федеральному закону от 29.05.2024 № 122-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 10 Федерального закона «О национальной платежной системе» (вступает в силу 30.05.2025);

- Федеральному закону от 08.08.2024 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 05.02.2025);

- Федеральному закону от 28.12.2024 № 522-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части дополнения закона положениями о противодействии экстремистской деятельности и рядом других норм, вступает в силу с 01.06.2025);

- Федеральный закон от 28.12.2024 № 521-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 08.01.2025);

- Федеральному закону от 22.07.2024 № 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

- Федеральному закону от 11.03.2024 № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 

II. В сфере подзаконных актов и информационных писем по ПОД/ФТ комментарии к:

Приказу Росфинмониторинга от 27.12.2024 № 357 «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» принятых Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма решений» (действует с 11.02.2025);

Положению Банка России от 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях ПОД/ФТ» (с учетом внесенных изменений);

Указанию Банка России от 15.07.2021 № 5861-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7 и 7.5 Федерального закона «О противодействии …» и Правилам составления и представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом (версия форматов 2.1) (с учетом изменений);

Приказу Росфинмониторинга от 13.03.2023 № 52 «Об определении подлежащей обязательному контролю операции с денежными средствами», а также по иным операциям, подлежащим обязательному контролю, определенным в соответствии с пунктом 1.9 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ («гибкие ОПОК»операции обязательного контроля, определенные уполномоченным органом или уполномоченным органом по согласованию с Банком России);

Указанию Банка России от 05.04.2024 № 6712-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 17 октября 2018 года № 655-П» (вступил в силу 01.04.2025).                             

III. Комментарии по блокам вопросов в сфере ПОД/ФТ (с учетом практики применения законодательства по ПОД/ФТ по данным блокам):

- о направлении сведений в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю (по кодам вида операции 6102-6125, 9003/9004, 8002, 5016, 1010/1011, 1009, 4005/4006, 4007, 4008, 5007 и иным), с предоставлением презентации для слушателей;

- об исполнении требований законодательства по идентификации (обновлению идентификации) клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях ПОД/ФТ;

- об исполнении требований по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверок наличия среди своих клиентов фигурантов перечней террористов/перечней ООН/Решений;

- о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций в сфере ПОД/ФТ;

- о применении мер к кредитным организациям и должностным лицам кредитных организаций за нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ;

- иные вопросы практического применения Федерального закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ.

Ответы на вопросы. 

2 МОДУЛЬ: Актуальные вопросы деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для кредитных организаций.

Внимание!

Раздаточный материал представляет собой систематизированный полный перечень всех действующих на момент проведения семинара федеральных законов, подзаконных актов различных министерств и ведомств, нормативных актов регулятора и ФСФМ РФ. Его удобно использовать   специалистам соответствующих служб   в своей практической работе. 

I.     НОВАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: 

1.                  Законопроект о блокировании МВД, ФСБ, Росфинмониторингом операций по подозрению в терроризме, экстремизме, незаконных митингах и незаконной торговле наркотиками.

2.                  Федеральный закон от 16.04.2022г. № 112-ФЗ О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (в части уточнения порядка взимания кредитной организацией комиссионного вознаграждения по отдельным операциям).

3.                  Указание Банка России от 06.07.2020 № 5496-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере требований к подготовке и обучению кадров в организациях» в Указание №1485-У и №3471-У.

3.1.            Разъяснения Банка России в части применения норм Федерального закона № 355-ФЗ.

3.2.            Постановление Правительства РФ от 31.08.2021 № 1456 «Об утверждении Правил ведения перечня иностранных банков, оказывающих услуги по приему платежей с использованием платежных карт лицам, включенным в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, и (или) лицам, включенным в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, и состава информации, включаемой в указанный перечень».

3.3.            Постановление Правительства РФ от 12.10.2021 № 1733 «Об утверждении Правил ведения перечня иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, и состава информации, включаемой в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр».

3.4.            Постановление Правительства РФ от 12.10.2021 № 1743 «О порядке доведения до сведения кредитных организаций информации, включаемой в перечни лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, перечень организаторов азартных игр и перечень операторов лотерей и распространителей, доведения до сведения платежных агентов, операторов связи и операторов почтовой связи информации, включаемой в перечни лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, перечень организаторов азартных игр и перечень операторов лотерей и распространителей, об определении официального периодического издания, осуществляющего публикацию сведений о лицах, включенных в перечни лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, и перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. № 487.

4.                  Федеральный закон от 16.02.2022 № 8-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». (Санкции за нарушение закона № 355-ФЗ).

4.1.            Законопроект № 158779-8 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части механизма получения банками Единого реестра Роскомнадзора.

5.                  Положение Банка России от 15.07.2021 № 764-П «О порядке, сроках и объеме доведения Банком России до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Банк России, информации, полученной от уполномоченного органа в соответствии с пунктом 13.2 статьи 7 указанного Федерального закона» (взамен Положение 639-П).

6.                  Федеральный закон от 21.12.2021 № 423-ФЗ О платформе ЗСК.

7.                  Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29.11.2022 № 297 "Об утверждении Особенностей исчисления времени для целей исполнения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанностей по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и отмене данных мер».

8.                  Информационное письмо Росфинмониторинга от 20.09.2023 № 67 "О применении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и лицами, указанными в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

9.                  Ответ Росфинмониторинга о порядке применения несодержательных изменений в перечни СБ ООН.

10.              Законопроект № 1059288-7 «О внесении изменений в статью 75 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Федеральный закон «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 761 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (в части наделения Банка России полномочием по установлению дополнительных требований к методологии кредитного рейтингового агентства).

11.              Законопроект № 625978-8 О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 15-5 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в части дистанционного открытия счетов эскроу.

12.              Федеральный закон от 08.08.2024 № 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", (в части совершенствования механизмов участия нотариусов в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма).

13.              Законопроект № 451230-8 «О внесении изменений в статьи 59-1 и 91-1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», в части расширения перечня условий совершения исполнительной надписи, а также уточнения правил удостоверения медиативных соглашений.

14.              Приказ Росфинмониторинга от 13.03.2023 № 52 "Об определении подлежащей обязательному контролю операции с денежными средствами" (Гибкий ОПОК» расчеты с бюджетными средствами).

15.              Приказ Росфинмониторинга от 26.04.2023 № 94 «Об определении подлежащей обязательному контролю операции с имуществом» (Гибкий ОПОК» возвратный лизинг).

16.              Ответ Банка России на обращение НСФР о неприменении мер воздействия за нарушения требований действующего законодательства при использовании ресурсов МВД России для проверки действительности паспорта.

17.              Законопроект № 658358-8 «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (появится обязанность проверять клиентов – ЮЛ и ИП еще по одному списку - ДМДК).

18.              Федеральный закон от 22.07.2024 № 210 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части совершенствования обязательного контроля при идентификации клиентов – физических лиц при осуществлении платежей за ЖКУ. Ответ Банка России по коллизии Закона № 210-ФЗ в части проведения УПРИД без ИНН и обязанности включения сведений об ИНН ФЛ при переводах ФЛ БОС, когда проводится идентификация или УПРИД.

19.              Верховный суд РФ разрешил идентификацию по загранпаспорту.

20.              Федеральный закон от 11.03.2024 № 45-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части развития системы совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы).

21.              Законопроект № 576830-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 20 Федерального закона «О банках и банковский деятельности» в связи с внедрением цифрового рубля». Изменение Концепции Законопроекта. Что придется делать кредитным организациям, в какие сроки?

22.              Проект Указания Банка России «О порядке представления кредитными организациями, в том числе являющимися участниками платформы цифрового рубля, в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 и 7.11 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части ОПОК операций с Цифровым Рублем.

23.              Стандарт Банка России СТО БР БФБО-1.8-2024 «Безопасность финансовых (банковских) операций. Обеспечение безопасности финансовых сервисов при проведении дистанционной идентификации и аутентификации. Состав мер защиты информации».

24.              Законопроект № 588441-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части квалификационных требований и требований к деловой репутации должностных лиц финансовой организации)».

25.              Проект положения Банка России «О требованиях к заявлениям, предусмотренным абзацем первым пункта 135 статьи 7 и пунктами 1 и 12 статьи 78 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией таких заявлений и документов и (или) сведений, представленных заявителями, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения, а также порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении.

26.              Информационное письмо Банка России от 16.04.2024 № ИН-03-25/27 "Об устранении (прекращении) последствий контрольных мероприятий Банка России" (удаление персональных данных после проверки).

27.              Указание Банка России от 28.06.2024 № 6792-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам требований к идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

28.              Законопроект № 619411-8 «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части исключения из ОПОК операций НКО капремонта.

29.              Постановление Правительства РФ от 04.05.2024 № 574 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 209".

30.              NEW Информационное письмо Банка России от 15.05.2024 № ИН-08-12/31 Об усилении контроля кредитных организаций за деятельностью привлекаемых ими банковских платежных агентов.

31.              Указание Банка России от 05.04.2024 № 6712-У O внесении изменений в Положение Банка России от 17 октября 2018 года № б55-П.

32.              Федеральный закон от 29.05.2024 № 122-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 10 Федерального закона "О национальной платежной системе", о максимальной сумме перевода БОС с УПРИД.

33.              Федеральный закон от 28.12.2024 № 522-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

34.              Федеральный закон от 28.02.2025 № 15-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части противодействия экстремизму).

35.              Указание Банка России от 23.09.2024 № 6853-У «О требованиях к заявлению, предусмотренному абзацем вторым пункта 1.1 статьи 7.8 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и порядке его рассмотрения Банком России».

36.              Совмещение деятельности кредитной организации и лизинговой компании.

37.              Информационное письмо Банка России от 05.08.2024 № ИН-08-12/43 Об использовании информационного ресурса в целях проверки действительности паспортов граждан Российской Федерации.

38.              Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

39.              Приказ Росфинмониторинга от 23.10.2024 № 275 "О внесении изменений в пункт 1 Особенностей исчисления времени для целей исполнения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанностей по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и отмене данных мер, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29 ноября 2022 г. № 297.

40.              Указание Банка России от 19.12.2024 № 6966-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 25 декабря 2017 года № 4662-У».

41.              NEW Федеральный закон от 07.04.2025 № 67-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в части установления ЭПР для видеоподтверждения личного присутствия при проведении идентификации.

42.              Постановление Правительства РФ от 05.11.2024 № 1485 "Об утверждении Правил перевода фамилий и имен, содержащихся в документах, удостоверяющих личность иностранных граждан и лиц без гражданства, с латинского написания на кириллическое написание".

43.              Нужна ли идентификация по Федеральному закону № 115-ФЗ при оплате услуг связи по Федеральному закону № 303-ФЗ?

44.              Федеральный закон от 28.12.2024 № 520-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в части ограничений на операции иностранных агентов.

45.              Постановление Правительства РФ от 26.02.2025 № 226 «Об определении порядка уведомления.

46.              Постановление Правительства РФ от 26.02.2025 № 227 "О случае списания денежных средств со специального счета иностранного агента" об открытии специального счета иностранного агента».

47.              Распоряжение Правительства РФ от 26.02.2025 № 446-р «Об определении уполномоченного банка в соответствии с частью 18 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

48.              Проект Росфинмониторинга Федерального закона О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части введения ретроспективного анализа ОПОК по перечню ТЭ.

49.              Указ Президента РФ от 14.11.2024 № 974 "О государственных должностях Российской Федерации".

50.              Информационное письмо Банка России от 26.11.2024 № ИН-08-12/59 О неприменении к кредитным организациям мер за несоблюдение порядка и сроков представления в Росфинмониторинг информации в форме расширенной выписки.

51.              Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 54 Федерального закона «О связи» (внесен Минцифры России), в части внедрения механизма временной внесудебной блокировки банковских счетов (вкладов, депозитов), электронных денежных средств, авансовых платежей за услуги связи при наличии оснований полагать, что они использовались в преступной деятельности.

52.              Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (внесен МВД России), в части наложения ареста на имущество.

53.              Федеральный закон от 28.12.2024 № 521-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части каналов оказания услуг с использованием биометрической идентификации и использования банками УНЭП «Госключ».

54.              Законопроект Росфинмониторинга «О внесении изменений в статьи 3 и 9 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части восполнение отсутствующих сведений о переводах денежных средств, совершаемых с использованием СБП.

55.              Федеральный закон от 28.12.2024 № 512-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации".

56.              Федеральный закон от 08.08.2024 № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части режимы высылки и блокированию счетов иностранных граждан (Контролируемые лица).

57.              Постановление Правительства РФ от 06.12.2024 № 1732 "Об утверждении Правил размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений об иностранном гражданине или лице без гражданства, содержащихся в реестре контролируемых лиц, включая состав размещаемых сведений".

58.              Постановление Правительства РФ от 26.12.2024 № 1899 "О реестре контролируемых лиц".

59.              Законопроект № 825952-8 «О внесении изменений в статью 7-4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части противодействия диверсионной деятельности.

60.              Проект положения Банка России «О требованиях к заявлениям (в том числе к содержанию включаемых в них сведений), предусмотренным абзацем первым пункта 135 статьи 7, пунктами 1 и 12 статьи 78 и пунктом 4 статьи 714 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», перечне прилагаемых к ним документов, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией, созданной при Банке России, таких заявлений, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения, а также порядке сообщения межведомственной комиссией, созданной при Банке России, о принятом решении», в части оспаривания отказов по Платформе Цифрового рубля при наличии высокого риска в Платформе ЗСК.

61.              Проект Положения Банка России «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и экстремистской деятельности» (взамен Положения 375-П).

62.              Проект положения Банка России «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и экстремистской деятельности» (взамен Положения 445-П).

63.              Законопроект № 876963-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федеральный закон "О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (приостановление операций физ. лиц, находящихся в розыске).

64.              NEW Информационное сообщение от 31.03.2025 года о повышении внимания организаций – участников антиотмывочной системы к вопросам противодействия финансированию терроризма, экстремистской деятельности и распространения оружия массового уничтожения.

65.              NEW Информационное письмо Банка России от 02.04.2025 № ИН-010-31/77 о порядке осуществления контроля за операциями иноагентов (Закон № 255-ФЗ). 

II. Разъяснения по порядку применения норма законодательства о ПОД/ФТ.

1.                  Можно ли подписывать договоры с клиентом электронной подписью?

2.                  Письмо от 26.11.2021 ДФМиВК ЦБ №12-4-2/5981 О заполнении отдельных полей ФЭС.

3.                  О рисках операций с виртуальной валютой.

4.                  Аспекты проведения проверки личного присутствия.

5.                  Использование простой электронной подписи при заключении договоров на финансовые услуги в т.ч. открытие счета.

6.                  Открытие счета через представителя (2 доверенности).

7.                  Обновление информации (легкий способ).

8.                  Ответ Банка России об определении даты выявления подозрительной деятельности.

9.                  Ответ Банка России о процедурах получения согласия субъекта кредитной истории для БКИ и идентификации.

10.              Ответ Банка России о реквизитах плательщика в случае наследования имущества ИП.

11.              Разъяснения Росфинмониторинга о порядке применения Федерального закона 28.06.2022 от №219-ФЗ.

12.              Ответ МВД по порядку проверке Паспорта Гражданина РФ в Сервисном концентраторе МВД в СМЭВ. Ответ ЦБ № 016-13/61 на запрос № НСФР-02/1-1175 О планируемых ограничениях доступа кредитных организации к виду сведений МВД России «Проверка действительности паспорта для банков» в СМЭВ.

13.              Ответ Банка России от 24.03.2021 №13-2-2/62 на запрос от 24.02.2021 № НСФР-02/1-77 О применении Федерального закона от 29.12.2020 № 479-ФЗ.

14.              Ответ Банка России от 08.11.2022 № 12-4-2/9882 на запрос от 27.05.2022 № НСФР-02/1-280 о порядке определения кода валютной операции.

15.              Ответ Росфинмониторинга от 21.02.2023 О применении пункта 14-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в части операций физических лиц со слитками из драгоценных металлов.

16.              Ответ Банка России о порядке заполнения "места рождения" в форматах сообщений по Положению №600-П и Положению №407-П.

17.              Ответ Банка России применяют ли Закон № 115-ФЗ организации с лицензией Спец. Депозитария. Нужно ли идентифицировать владельцев инвестиционных паев.

18.              Ответ Банка России о порядке направления совокупности подозрительных операций.

19.              Ответ Банка России по вопросу идентификации выгодоприобретателей при операциях через СБП (С2С и С2G).

20.              Ответ Банка России об использовании сервисов СМЭВ при проверке паспортов Граждан РФ.

21.              Постановление Правительства РФ от 13.09.2023 N 1489 "О внесении изменения в пункт 10 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям".

22.              Ответ Росфинмониторинга на запрос о дальнейшем совершенствовании запросов и ответов по Положению № 600-П в отношении ОД/ФТ.

23.              О заполнении таблицы 2.4 «Адрес» Правил направления ФЭС по Указанию ЦБ № 5861-У.

24.              Ответ Банка России об идентификации должника - цессионарием по договору займа.

25.              Ответ Банка России на вопрос о возможности для российской кредитной организации выступать посредником при открытии счета гражданина РФ в иностранном банке.

26.              Ответ Банка России от 18.03.2024 «О порядке осуществления идентификации кредитными организациями, являющимися операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов».

27.              Ответ Банка России о квалификации ОПОК по операциям НКО по оплате коммунальных расходов за нежилое помещение.

28.              Информационное письмо Банка России об особенностях применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ при исполнении исполнительных документов.

29.              Определение Верховного Суда РФ и неприменении практики отказов в совершении операций в отношении исполнительного документа, являющегося судебным актом.

30.              Ответ Банка России о возможности применения ограничений на проведение операций по Закону № 482-ФЗ (переводы сам себе до 30 млн руб. me2me).

31.              Ответ Банка России №12-4-2/5759 на № НСФР-02/1-508 О порядке выявления бенефициарных владельцев экономически значимого общества (ЭЗО по Указу Президента РФ №73).

32.              Как проверить добросовестность бизнеса в Платформе ЗСК? (Указания Банка России от 28.06.2023 «О составе информации об отнесении юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления), (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций и порядка доступа к указанной информации»).

33.              Мнение Банка России о правомерности требования информации об ОС ПОД/ФТ при установлении отношений с организацией финансового рынка.

34.              Можно ли заполнять поле ЭСП номером мобильного телефона?

35.              Порядок заполнения показателей ФЭС если отсутствует БИК.

36.              О порядке исчисления, предусмотренного пунктом 13.1 статьи 7 Закона №115-ФЗ срока на представление сведений в Росфинмониторинг о расторжении договора банковского счета (вклада) по инициативе кредитной организации по основаниям, указанным в пункте 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

37.              Разъяснения Банка России о порядке работы с «объединениями» в Перечне террористов/экстремистов.

38.              Позиция Банка России датах начала и окончания срока действия права пребывания (проживания) клиента в Российской Федерации.

39.              Ответы Банка России – операции, подлежащие обязательному контролю с ЦФА.

40.              Ответ Банка России на вопросы о применении ограничений в отношении Контролируемых лиц (Закон № 260-ФЗ).

41.              Ответы Банка России на вопросы применения формата «расширенной выписки» при подготовке ответов на запросы Росфинмониторинга.

42.              О правомерности квалификации в качестве подлежащих обязательному контролю операций российской страховой организации по осуществлению выплаты и получению перестраховочной премии по договору перестрахования, заключенному с иностранной страховой организацией, зарегистрированной в Иране (КОД ОПОК 3001).

43.              О заполнении показателя 43 «Идентификатор ЭСП плательщика» таблицы 3.2 Правил составления ФЭС при операциях СБП по ДБО и через СБПпэй.

44.              Подлежит ли обязательному контролю выплата купонного дохода по ЦФА?

45.              О применении мер по замораживанию (блокированию) страховыми организациями.

46.              О правомерности отнесения отдельных документов к числу документов, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

47.              NEW Информационное письмо Банка России от 04.04.2025 № ИН-08-43/78 о применении Методических рекомендаций № 12-МР и № 13-МР.

48.              NEW письмо Росфинмониторинга от 28.03.2025 № 01-01-33/8549 "О рассмотрении обращения" ОПОК по принудительному изъятию земельного участка.

49.              NEW О возможность не включения в ПВК по ПОД/ФТ/ЭД деятельности, которую фактически не выполняет финансовая организация. 

III. Типологии подозрительных и сомнительных операций.

1.                  Методические рекомендации Банка России от 29.02.2024 № 4-МР «Об усилении контроля за отдельными операциями клиентов физических лиц».

2.                  Информационное письмо от 29.02.2024 № ИН-08-12/18 «О рисках совершения операций с цифровыми валютами и рекомендациях финансовым организациям исключить предложение услуг, предусматривающих совершение таких операций».

3.                  Методические рекомендации Банка России от 27.04.2024 № 9-МР.

4.                  Информационное письмо от 05.06.2024 № ИН-08-12/35 «Об информировании клиентов о применяемых ограничениях».

5.                  Методические рекомендации ЦБ № 21-МР. Завладение соц. помощью.

6.                  Схема использования аккредитивов при сделках с недвижимостью.

7.                  Компании-клоны.

8.                  Операции, связанные с иностранными агентами. 

IV. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ СЕМИНАРА. 

V. Указание Банка России от 15.07.2021 № 5861-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7 и 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (до 01.09.2021 Указание Банка России № 4936-У):

- порядок формирования и направления кредитной организацией сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в виде электронного сообщения;

- перечень показателей, включаемых в электронные сообщения, и пояснения по их заполнению.

- технические аспекты формирования и представления информации;

- структура и форматы электронных документов.

Положение Банка России от 15.07.2021 № 764-П: «О порядке, сроках и объеме доведения Банком России до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Банк России, информации, полученной от уполномоченного органа в соответствии с пунктом 13.2 статьи 7 указанного Федерального закона» (до 01.09.2021 Положение Банка России № 639-П):

- Состав сведений, входящих в объем информации, доводимой Банком России в виде электронного сообщения до кредитных организаций на основании пункта 13.3 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», структура уведомления Банка России о принятии (непринятии) электронного сообщения.

VI. Ответы на вопросы.


Очный семинар

25990 руб.

Вебинар

25990 руб.
 

Изменения в области ПОД/ФТ для кредитных организаций: комментарии Банка России и Федеральной службы по финансовому мониторингу

22 мая

Очный семинар

/

Вебинар

Описание

I. Программа состоит из рекомендаций Представителя Федеральной службы по финансовому мониторингу по заполнению отдельных показателей ФЭС в соответствии с правилами составления кредитными организациями в электронном формате сведений и информации. предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

II. Комментарии Банка России в сфере законодательства к: 

I. В сфере законодательства комментарии к:

- Федеральному закону от 21.04.2025 № 81-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (изменения в части обязательного контроля, вступают в силу 21.07.2025);

Федеральному закону от 21.04.2025 № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (изменения в части обязательного контроля, вступают в силу 20.08.2025);

- Федеральному закону от 07.04.2025 № 67-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (изменения в части идентификации, об экспериментальных правовых режимах, вступил в силу 18.04.2025);

- Федеральному закону от 29.05.2024 № 122-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 10 Федерального закона «О национальной платежной системе» (вступает в силу 30.05.2025);

- Федеральному закону от 08.08.2024 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 05.02.2025);

- Федеральному закону от 28.12.2024 № 522-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части дополнения закона положениями о противодействии экстремистской деятельности и рядом других норм, вступает в силу с 01.06.2025);

- Федеральный закон от 28.12.2024 № 521-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 08.01.2025);

- Федеральному закону от 22.07.2024 № 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

- Федеральному закону от 11.03.2024 № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 

II. В сфере подзаконных актов и информационных писем по ПОД/ФТ комментарии к:

Приказу Росфинмониторинга от 27.12.2024 № 357 «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» принятых Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма решений» (действует с 11.02.2025);

Положению Банка России от 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях ПОД/ФТ» (с учетом внесенных изменений);

Указанию Банка России от 15.07.2021 № 5861-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7 и 7.5 Федерального закона «О противодействии …» и Правилам составления и представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом (версия форматов 2.1) (с учетом изменений);

Приказу Росфинмониторинга от 13.03.2023 № 52 «Об определении подлежащей обязательному контролю операции с денежными средствами», а также по иным операциям, подлежащим обязательному контролю, определенным в соответствии с пунктом 1.9 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ («гибкие ОПОК»операции обязательного контроля, определенные уполномоченным органом или уполномоченным органом по согласованию с Банком России);

Указанию Банка России от 05.04.2024 № 6712-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 17 октября 2018 года № 655-П» (вступил в силу 01.04.2025).                             

III. Комментарии по блокам вопросов в сфере ПОД/ФТ (с учетом практики применения законодательства по ПОД/ФТ по данным блокам):

- о направлении сведений в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю (по кодам вида операции 6102-6125, 9003/9004, 8002, 5016, 1010/1011, 1009, 4005/4006, 4007, 4008, 5007 и иным), с предоставлением презентации для слушателей;

- об исполнении требований законодательства по идентификации (обновлению идентификации) клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях ПОД/ФТ;

- об исполнении требований по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверок наличия среди своих клиентов фигурантов перечней террористов/перечней ООН/Решений;

- о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций в сфере ПОД/ФТ;

- о применении мер к кредитным организациям и должностным лицам кредитных организаций за нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ;

- иные вопросы практического применения Федерального закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ.

Ответы на вопросы.

Очный семинар

10990 руб.

Вебинар

10990 руб.
 

Актуальные вопросы деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для кредитных организаций

23 мая

Очный семинар

/

Вебинар

Описание

I.     НОВАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:

Внимание!

Раздаточный материал представляет собой систематизированный полный перечень всех действующих на момент проведения семинара федеральных законов, подзаконных актов различных министерств и ведомств, нормативных актов регулятора и ФСФМ РФ. Его удобно использовать   специалистам соответствующих служб   в своей практической работе. 

1.                  Законопроект о блокировании МВД, ФСБ, Росфинмониторингом операций по подозрению в терроризме, экстремизме, незаконных митингах и незаконной торговле наркотиками.

2.                  Федеральный закон от 16.04.2022г. № 112-ФЗ О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (в части уточнения порядка взимания кредитной организацией комиссионного вознаграждения по отдельным операциям).

3.                  Указание Банка России от 06.07.2020 № 5496-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере требований к подготовке и обучению кадров в организациях» в Указание №1485-У и №3471-У.

3.1.            Разъяснения Банка России в части применения норм Федерального закона № 355-ФЗ.

3.2.            Постановление Правительства РФ от 31.08.2021 № 1456 «Об утверждении Правил ведения перечня иностранных банков, оказывающих услуги по приему платежей с использованием платежных карт лицам, включенным в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, и (или) лицам, включенным в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, и состава информации, включаемой в указанный перечень».

3.3.            Постановление Правительства РФ от 12.10.2021 № 1733 «Об утверждении Правил ведения перечня иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, и состава информации, включаемой в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр».

3.4.            Постановление Правительства РФ от 12.10.2021 № 1743 «О порядке доведения до сведения кредитных организаций информации, включаемой в перечни лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, перечень организаторов азартных игр и перечень операторов лотерей и распространителей, доведения до сведения платежных агентов, операторов связи и операторов почтовой связи информации, включаемой в перечни лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, перечень организаторов азартных игр и перечень операторов лотерей и распространителей, об определении официального периодического издания, осуществляющего публикацию сведений о лицах, включенных в перечни лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, и перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. № 487.

4.                  Федеральный закон от 16.02.2022 № 8-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». (Санкции за нарушение закона № 355-ФЗ).

4.1.            Законопроект № 158779-8 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части механизма получения банками Единого реестра Роскомнадзора.

5.                  Положение Банка России от 15.07.2021 № 764-П «О порядке, сроках и объеме доведения Банком России до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Банк России, информации, полученной от уполномоченного органа в соответствии с пунктом 13.2 статьи 7 указанного Федерального закона» (взамен Положение 639-П).

6.                  Федеральный закон от 21.12.2021 № 423-ФЗ О платформе ЗСК.

7.                  Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29.11.2022 № 297 "Об утверждении Особенностей исчисления времени для целей исполнения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанностей по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и отмене данных мер».

8.                  Информационное письмо Росфинмониторинга от 20.09.2023 № 67 "О применении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и лицами, указанными в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

9.                  Ответ Росфинмониторинга о порядке применения несодержательных изменений в перечни СБ ООН.

10.              Законопроект № 1059288-7 «О внесении изменений в статью 75 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Федеральный закон «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 761 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (в части наделения Банка России полномочием по установлению дополнительных требований к методологии кредитного рейтингового агентства).

11.              Законопроект № 625978-8 О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 15-5 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в части дистанционного открытия счетов эскроу.

12.              Федеральный закон от 08.08.2024 № 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", (в части совершенствования механизмов участия нотариусов в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма).

13.              Законопроект № 451230-8 «О внесении изменений в статьи 59-1 и 91-1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», в части расширения перечня условий совершения исполнительной надписи, а также уточнения правил удостоверения медиативных соглашений.

14.              Приказ Росфинмониторинга от 13.03.2023 № 52 "Об определении подлежащей обязательному контролю операции с денежными средствами" (Гибкий ОПОК» расчеты с бюджетными средствами).

15.              Приказ Росфинмониторинга от 26.04.2023 № 94 «Об определении подлежащей обязательному контролю операции с имуществом» (Гибкий ОПОК» возвратный лизинг).

16.              Ответ Банка России на обращение НСФР о неприменении мер воздействия за нарушения требований действующего законодательства при использовании ресурсов МВД России для проверки действительности паспорта.

17.              Законопроект № 658358-8 «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (появится обязанность проверять клиентов – ЮЛ и ИП еще по одному списку - ДМДК).

18.              Федеральный закон от 22.07.2024 № 210 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части совершенствования обязательного контроля при идентификации клиентов – физических лиц при осуществлении платежей за ЖКУ. Ответ Банка России по коллизии Закона № 210-ФЗ в части проведения УПРИД без ИНН и обязанности включения сведений об ИНН ФЛ при переводах ФЛ БОС, когда проводится идентификация или УПРИД.

19.              Верховный суд РФ разрешил идентификацию по загранпаспорту.

20.              Федеральный закон от 11.03.2024 № 45-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части развития системы совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы).

21.              Законопроект № 576830-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 20 Федерального закона «О банках и банковский деятельности» в связи с внедрением цифрового рубля». Изменение Концепции Законопроекта. Что придется делать кредитным организациям, в какие сроки?

22.              Проект Указания Банка России «О порядке представления кредитными организациями, в том числе являющимися участниками платформы цифрового рубля, в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 и 7.11 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части ОПОК операций с Цифровым Рублем.

23.              Стандарт Банка России СТО БР БФБО-1.8-2024 «Безопасность финансовых (банковских) операций. Обеспечение безопасности финансовых сервисов при проведении дистанционной идентификации и аутентификации. Состав мер защиты информации».

24.              Законопроект № 588441-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части квалификационных требований и требований к деловой репутации должностных лиц финансовой организации)».

25.              Проект положения Банка России «О требованиях к заявлениям, предусмотренным абзацем первым пункта 135 статьи 7 и пунктами 1 и 12 статьи 78 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией таких заявлений и документов и (или) сведений, представленных заявителями, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения, а также порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении.

26.              Информационное письмо Банка России от 16.04.2024 № ИН-03-25/27 "Об устранении (прекращении) последствий контрольных мероприятий Банка России" (удаление персональных данных после проверки).

27.              Указание Банка России от 28.06.2024 № 6792-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам требований к идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

28.              Законопроект № 619411-8 «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части исключения из ОПОК операций НКО капремонта.

29.              Постановление Правительства РФ от 04.05.2024 № 574 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 209".

30.              NEW Информационное письмо Банка России от 15.05.2024 № ИН-08-12/31 Об усилении контроля кредитных организаций за деятельностью привлекаемых ими банковских платежных агентов.

31.              Указание Банка России от 05.04.2024 № 6712-У O внесении изменений в Положение Банка России от 17 октября 2018 года № б55-П.

32.              Федеральный закон от 29.05.2024 № 122-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 10 Федерального закона "О национальной платежной системе", о максимальной сумме перевода БОС с УПРИД.

33.              Федеральный закон от 28.12.2024 № 522-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

34.              Федеральный закон от 28.02.2025 № 15-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части противодействия экстремизму).

35.              Указание Банка России от 23.09.2024 № 6853-У «О требованиях к заявлению, предусмотренному абзацем вторым пункта 1.1 статьи 7.8 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и порядке его рассмотрения Банком России».

36.              Совмещение деятельности кредитной организации и лизинговой компании.

37.              Информационное письмо Банка России от 05.08.2024 № ИН-08-12/43 Об использовании информационного ресурса в целях проверки действительности паспортов граждан Российской Федерации.

38.              Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

39.              Приказ Росфинмониторинга от 23.10.2024 № 275 "О внесении изменений в пункт 1 Особенностей исчисления времени для целей исполнения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанностей по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и отмене данных мер, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29 ноября 2022 г. № 297.

40.              Указание Банка России от 19.12.2024 № 6966-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 25 декабря 2017 года № 4662-У».

41.              NEW Федеральный закон от 07.04.2025 № 67-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в части установления ЭПР для видеоподтверждения личного присутствия при проведении идентификации.

42.              Постановление Правительства РФ от 05.11.2024 № 1485 "Об утверждении Правил перевода фамилий и имен, содержащихся в документах, удостоверяющих личность иностранных граждан и лиц без гражданства, с латинского написания на кириллическое написание".

43.              Нужна ли идентификация по Федеральному закону № 115-ФЗ при оплате услуг связи по Федеральному закону № 303-ФЗ?

44.              Федеральный закон от 28.12.2024 № 520-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в части ограничений на операции иностранных агентов.

45.              Постановление Правительства РФ от 26.02.2025 № 226 «Об определении порядка уведомления.

46.              Постановление Правительства РФ от 26.02.2025 № 227 "О случае списания денежных средств со специального счета иностранного агента" об открытии специального счета иностранного агента».

47.              Распоряжение Правительства РФ от 26.02.2025 № 446-р «Об определении уполномоченного банка в соответствии с частью 18 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

48.              Проект Росфинмониторинга Федерального закона О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части введения ретроспективного анализа ОПОК по перечню ТЭ.

49.              Указ Президента РФ от 14.11.2024 № 974 "О государственных должностях Российской Федерации".

50.              Информационное письмо Банка России от 26.11.2024 № ИН-08-12/59 О неприменении к кредитным организациям мер за несоблюдение порядка и сроков представления в Росфинмониторинг информации в форме расширенной выписки.

51.              Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 54 Федерального закона «О связи» (внесен Минцифры России), в части внедрения механизма временной внесудебной блокировки банковских счетов (вкладов, депозитов), электронных денежных средств, авансовых платежей за услуги связи при наличии оснований полагать, что они использовались в преступной деятельности.

52.              Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (внесен МВД России), в части наложения ареста на имущество.

53.              Федеральный закон от 28.12.2024 № 521-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части каналов оказания услуг с использованием биометрической идентификации и использования банками УНЭП «Госключ».

54.              Законопроект Росфинмониторинга «О внесении изменений в статьи 3 и 9 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части восполнение отсутствующих сведений о переводах денежных средств, совершаемых с использованием СБП.

55.              Федеральный закон от 28.12.2024 № 512-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации".

56.              Федеральный закон от 08.08.2024 № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части режимы высылки и блокированию счетов иностранных граждан (Контролируемые лица).

57.              Постановление Правительства РФ от 06.12.2024 № 1732 "Об утверждении Правил размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений об иностранном гражданине или лице без гражданства, содержащихся в реестре контролируемых лиц, включая состав размещаемых сведений".

58.              Постановление Правительства РФ от 26.12.2024 № 1899 "О реестре контролируемых лиц".

59.              Законопроект № 825952-8 «О внесении изменений в статью 7-4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части противодействия диверсионной деятельности.

60.              Проект положения Банка России «О требованиях к заявлениям (в том числе к содержанию включаемых в них сведений), предусмотренным абзацем первым пункта 135 статьи 7, пунктами 1 и 12 статьи 78 и пунктом 4 статьи 714 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», перечне прилагаемых к ним документов, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией, созданной при Банке России, таких заявлений, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения, а также порядке сообщения межведомственной комиссией, созданной при Банке России, о принятом решении», в части оспаривания отказов по Платформе Цифрового рубля при наличии высокого риска в Платформе ЗСК.

61.              Проект Положения Банка России «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и экстремистской деятельности» (взамен Положения 375-П).

62.              Проект положения Банка России «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и экстремистской деятельности» (взамен Положения 445-П).

63.              Законопроект № 876963-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федеральный закон "О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (приостановление операций физ. лиц, находящихся в розыске).

64.              NEW Информационное сообщение от 31.03.2025 года о повышении внимания организаций – участников антиотмывочной системы к вопросам противодействия финансированию терроризма, экстремистской деятельности и распространения оружия массового уничтожения.

65.              NEW Информационное письмо Банка России от 02.04.2025 № ИН-010-31/77 о порядке осуществления контроля за операциями иноагентов (Закон № 255-ФЗ).

 

II. Разъяснения по порядку применения норма законодательства о ПОД/ФТ.

1.                  Можно ли подписывать договоры с клиентом электронной подписью?

2.                  Письмо от 26.11.2021 ДФМиВК ЦБ №12-4-2/5981 О заполнении отдельных полей ФЭС.

3.                  О рисках операций с виртуальной валютой.

4.                  Аспекты проведения проверки личного присутствия.

5.                  Использование простой электронной подписи при заключении договоров на финансовые услуги в т.ч. открытие счета.

6.                  Открытие счета через представителя (2 доверенности).

7.                  Обновление информации (легкий способ).

8.                  Ответ Банка России об определении даты выявления подозрительной деятельности.

9.                  Ответ Банка России о процедурах получения согласия субъекта кредитной истории для БКИ и идентификации.

10.              Ответ Банка России о реквизитах плательщика в случае наследования имущества ИП.

11.              Разъяснения Росфинмониторинга о порядке применения Федерального закона 28.06.2022 от №219-ФЗ.

12.              Ответ МВД по порядку проверке Паспорта Гражданина РФ в Сервисном концентраторе МВД в СМЭВ. Ответ ЦБ № 016-13/61 на запрос № НСФР-02/1-1175 О планируемых ограничениях доступа кредитных организации к виду сведений МВД России «Проверка действительности паспорта для банков» в СМЭВ.

13.              Ответ Банка России от 24.03.2021 №13-2-2/62 на запрос от 24.02.2021 № НСФР-02/1-77 О применении Федерального закона от 29.12.2020 № 479-ФЗ.

14.              Ответ Банка России от 08.11.2022 № 12-4-2/9882 на запрос от 27.05.2022 № НСФР-02/1-280 о порядке определения кода валютной операции.

15.              Ответ Росфинмониторинга от 21.02.2023 О применении пункта 14-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в части операций физических лиц со слитками из драгоценных металлов.

16.              Ответ Банка России о порядке заполнения "места рождения" в форматах сообщений по Положению №600-П и Положению №407-П.

17.              Ответ Банка России применяют ли Закон № 115-ФЗ организации с лицензией Спец. Депозитария. Нужно ли идентифицировать владельцев инвестиционных паев.

18.              Ответ Банка России о порядке направления совокупности подозрительных операций.

19.              Ответ Банка России по вопросу идентификации выгодоприобретателей при операциях через СБП (С2С и С2G).

20.              Ответ Банка России об использовании сервисов СМЭВ при проверке паспортов Граждан РФ.

21.              Постановление Правительства РФ от 13.09.2023 N 1489 "О внесении изменения в пункт 10 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям".

22.              Ответ Росфинмониторинга на запрос о дальнейшем совершенствовании запросов и ответов по Положению № 600-П в отношении ОД/ФТ.

23.              О заполнении таблицы 2.4 «Адрес» Правил направления ФЭС по Указанию ЦБ № 5861-У.

24.              Ответ Банка России об идентификации должника - цессионарием по договору займа.

25.              Ответ Банка России на вопрос о возможности для российской кредитной организации выступать посредником при открытии счета гражданина РФ в иностранном банке.

26.              Ответ Банка России от 18.03.2024 «О порядке осуществления идентификации кредитными организациями, являющимися операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов».

27.              Ответ Банка России о квалификации ОПОК по операциям НКО по оплате коммунальных расходов за нежилое помещение.

28.              Информационное письмо Банка России об особенностях применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ при исполнении исполнительных документов.

29.              Определение Верховного Суда РФ и неприменении практики отказов в совершении операций в отношении исполнительного документа, являющегося судебным актом.

30.              Ответ Банка России о возможности применения ограничений на проведение операций по Закону № 482-ФЗ (переводы сам себе до 30 млн руб. me2me).

31.              Ответ Банка России №12-4-2/5759 на № НСФР-02/1-508 О порядке выявления бенефициарных владельцев экономически значимого общества (ЭЗО по Указу Президента РФ №73).

32.              Как проверить добросовестность бизнеса в Платформе ЗСК? (Указания Банка России от 28.06.2023 «О составе информации об отнесении юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления), (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций и порядка доступа к указанной информации»).

33.              Мнение Банка России о правомерности требования информации об ОС ПОД/ФТ при установлении отношений с организацией финансового рынка.

34.              Можно ли заполнять поле ЭСП номером мобильного телефона?

35.              Порядок заполнения показателей ФЭС если отсутствует БИК.

36.              О порядке исчисления, предусмотренного пунктом 13.1 статьи 7 Закона №115-ФЗ срока на представление сведений в Росфинмониторинг о расторжении договора банковского счета (вклада) по инициативе кредитной организации по основаниям, указанным в пункте 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

37.              Разъяснения Банка России о порядке работы с «объединениями» в Перечне террористов/экстремистов.

38.              Позиция Банка России датах начала и окончания срока действия права пребывания (проживания) клиента в Российской Федерации.

39.              Ответы Банка России – операции, подлежащие обязательному контролю с ЦФА.

40.              Ответ Банка России на вопросы о применении ограничений в отношении Контролируемых лиц (Закон № 260-ФЗ).

41.              Ответы Банка России на вопросы применения формата «расширенной выписки» при подготовке ответов на запросы Росфинмониторинга.

42.              О правомерности квалификации в качестве подлежащих обязательному контролю операций российской страховой организации по осуществлению выплаты и получению перестраховочной премии по договору перестрахования, заключенному с иностранной страховой организацией, зарегистрированной в Иране (КОД ОПОК 3001).

43.              О заполнении показателя 43 «Идентификатор ЭСП плательщика» таблицы 3.2 Правил составления ФЭС при операциях СБП по ДБО и через СБПпэй.

44.              Подлежит ли обязательному контролю выплата купонного дохода по ЦФА?

45.              О применении мер по замораживанию (блокированию) страховыми организациями.

46.              О правомерности отнесения отдельных документов к числу документов, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

47.              NEW Информационное письмо Банка России от 04.04.2025 № ИН-08-43/78 о применении Методических рекомендаций № 12-МР и № 13-МР.

48.              NEW письмо Росфинмониторинга от 28.03.2025 № 01-01-33/8549 "О рассмотрении обращения" ОПОК по принудительному изъятию земельного участка.

49.              NEW О возможность не включения в ПВК по ПОД/ФТ/ЭД деятельности, которую фактически не выполняет финансовая организация.

Очный семинар

16990 руб.

Вебинар

16990 руб.
 
Не нашли интересующую тему семинара? Предложите свою!